29 сентября 1650 г. 365 лет назад Генри Робинсон открыл в Лондоне первое в мире брачное агентство
29 сентября 1650 года в Лондоне состоялось открытие первого в мире брачного агентства. Его основателем стал англичанин Генри Робинсон. Несколько веков в Европе функции свадебных контор исполняли вездесущие свахи, их деятельность считалась почетной и довольно высоко оплачивалась. В те времена свахи и сводни считались не столько специалистами и дипломатами дел сердечных, сколько координаторами слияния капиталов. Это помогало одним приумножить состояния и спасало других от разорения и нищеты. К тому же свахи великолепно исполняли роль современной «желтой прессы», разнося последние новости в виде слухов и сплетен. Добропорядочные и осторожные родители искали невест-женихов своим драгоценным чадам загодя. Примечательно, что клиенты ранних брачных агентств практически всегда предоставляли сведения не только о характере интересующей особы, но и о размере приданого. Ибо брак для людей состоятельных являлся, в первую очередь, выгодной сделкой, объединением капиталов, приобретением титула, повышением социального статуса и тому подобное, а не любовным союзом. Так, один из первых клиентов Робинсона, сэр Джон Даймли, как свидетельствуют исторические документы, пожелал создать семью с молодой женщиной и дал объявление. Главный критерий: «Дама должна обладать состоянием в 300 гиней (на современные деньги – около 500 тыс. долларов). Не важно, является ли она девственницей, вдовой или беременной от бывшего мужа». Мода прижилась, и в последующие 350 с лишним лет удачливыми клиентами брачных агентств по всему миру стали миллионы одиноких людей. Спрос на свах и сводников нисколько не уменьшился и сегодня. Недаром самая популярная российская сваха, известная героиня бессмертного киношедевра «Женитьба Бальзаминова», говорила: «...нас, свах, надобно разными чинами жаловать: вот не будь нас, ну и конец – род человеческий прекратится».
29 сентября 1806 г. 209 лет назад Надежда Дурова под мужским именем присоединилась к казачьему полку
Надежда Андреевна Дурова – первая в России женщина–офицер, ординарец М.И. Кутузова; писательница, автор мемуарных «Записок кавалерист–девицы», приключенческих романов и повестей. 29 сентября 1806 года Надежда Дурова, дочь сарапульского городничего, обрезав косы, отбросив женские одежды, в казачьей форме, выдав себя за мужчину и назвавшись именем Александра Андреевича Соколова, присоединилась к казачьему полку. Послужив в казаках, она завербовалась юнкером в уланский полк, участвовала в войнах с Францией в 1806 году и 1812–1814 годах, где отличилась храбростью и мужеством в сражениях. За ратные подвиги получила Георгиевский крест и была произведена в корнеты. В начале 1808 года кавалерист-девица удостоилась аудиенции у императора Александра I. Государь, узнав, что она – женщина, был поражен самоотверженным желанием барышни служить Родине на военном поприще. Он внял ее просьбам, разрешив остаться в армии в чине корнета гусарского полка и продолжить службу, правда уже под именем Александра Андреевича Александрова – производным от его собственного. Только в 1816 году, уступив просьбам отца, Надежда вышла в отставку с чином штаб-ротмистра и пенсионом. Ходила постоянно в мужском костюме и сердилась, когда обращались к ней, как к женщине. Надежда Дурова послужила прототипом Шурочки Азаровой – героини пьесы Александра Гладкова «Давным давно» и фильма Эльдара Рязанова «Гусарская баллада».
29 сентября 1829 г. 186 лет назад создана уголовная полиция Лондона, получившая название Скотланд-Ярд
В начале 19 века уровень преступности на улицах Лондона превзошел все допустимые пределы. Роберт Пиль, министр внутренних дел Великобритании того времени, представил в Парламент документ об улучшении работы полиции, согласно которому все полицейские отделения должны подчиняться МВД страны, и инициировал принятие Закона о Лондонской полиции. 29 сентября 1829 года в Лондоне сэром Робертом Пилем была сформирована и начала действовать гражданская полиция Большого Лондона, впоследствии получившая название Скотланд-Ярд. Первоначально ее штат насчитывал 1000 сотрудников, обслуживающих территорию в радиусе 7 миль, на которой тогда проживало 2 миллиона человек. Название Скотланд-Ярд произошло от первоначального местоположения штаб-квартиры полиции на улице Большой Скотланд-Ярд в Уайтхолле. Считается, что в этом районе несколько веков назад располагались миссии шотландских королей, а двор, образуемый несколькими улицами, получил название «Шотландский двор» – Скотланд-Ярд. К 1890 году сфера деятельности Скотланд-Ярда расширилась, к тому времени он состоял из двух основных подразделений – органа, отвечающего за лицензирование таксистов и кэбменов, и Департамента уголовного розыска. Это потребовало увеличения территории размещения полиции. И штаб-квартира была перемещена на набережную Виктории, получив название Новый Скотланд-Ярд. Этот комплекс зданий в настоящее время внесен в список сооружений, представляющих архитектурную, историческую или культурную значимость. Современная штаб-квартира полиции Большого Лондона (исключая лондонский Сити, имеющего свою полицию) – крупнейшее полицейское учреждение в Англии – расположена в районе Вестминстер. Сегодня в штате Скотланд-Ярда свыше 40 тысяч сотрудников, обслуживающих Лондон и его пригороды на площади 620 квадратных миль с населением свыше 7 миллионов человек. Кроме обеспечения столицы полицейскими и следователями, Скотланд-Ярд выполняет и другие задачи. Он следит за транспортом в Лондоне, выдаёт водительские права, контролирует парки такси и автобусы, занимается гражданской обороной, эксплуатацией зданий, разыскивает пропавшие вещи, регистрирует иностранцев, ведёт протоколы расследований по всей стране… Скотланд-Ярд стал всемирно известным символом полиции, а его детективы – герои многих произведений и фильмов. Они часто присутствуют и в рассказах Конан Дойля, и в книгах Агаты Кристи, и в романах Жюля Верна, а также и у других знаменитых авторов и режиссеров.
29 сентября 1907 г. 108 лет назад состоялось торжественное открытие трамвайного движения в Петербурге
В конце 19 века инженеры многих крупных городов мира работали над использованием электричества для передвижения внутригородского транспорта. Не оставались в стороне и русские: еще в 1880 году инженер-артиллерист Федор Пироцкий продемонстрировал, что вагон может ехать по рельсам без лошади. Но история трамвайного движения в Петербурге начиналась довольно сложно. Уже полтора десятилетия во многих крупных городах России успешно ходили вагоны на электрической тяге, а в столице государства появлению трамваев мешало сопротивление владельцев коночных парков, т.к. главным средством передвижения на то время в столице все таки оставалась конка. Но в 1898 году подготовка к эксплуатации в столице «наземного» трамвая все же началась. Проект, один из авторов которого – инженер Генрих Графтио, был готов к 1904 году, а через год началась его реализация. Среди участников подготовки и последующей эксплуатации трамвайного транспорта Петербурга был и талантливый инженер Яков Гаккель. (16) 29 сентября 1907 года состоялось торжественное открытие трамвайного движения в Санкт-Петербурге. Генрих Графтио сам провел первый трамвай по маршруту от Адмиралтейства по Конногвардейскому бульвару, через Благовещенский мост до пересечения 8-й линии с Большим проспектом Васильевского острова. В 1908 году в столице работали уже 9 трамвайных маршрутов. Первые Петербургские трамвайные вагоны были изготовлены английской фирмой «Бреш», позже их стали делать и на российских Коломенском и Мытищинском заводах. Вначале попытались разделить вагон на два класса с разной оплатой за проезд, но быстро выяснилось, что это неудобно для всех. Развитие трамвайного движения в Петербурге потребовало реконструкции улиц, укрепления мостов, создания трамвайных парков. Постепенно трамвай становился основным видом транспорта в столице. К 1917 году общая протяженность трамвайных путей в Петербурге составила 200 км, в городе работали 710 трамвайных вагонов. В настоящее время в Петербурге более 60 трамвайных маршрутов. Когда-то Петербург считался самым «трамвайным» городом мира.
29 сентября 1922 г. 93 года назад из Петрограда вышел «Философский пароход»
В мае 1922 года В.И. Ленин предложил заменить применение смертной казни для активно выступающих против советской власти высылкой за границу. Тогда же он в своем письме Ф.Э. Дзержинскому высказал мысль, что журнал «Экономист» – «явный центр белогвардейцев. … Все это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация ее слуг и шпионов и растлителей учащейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих военных шпионов изловить и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу». Л.Д. Троцкий так прокомментировал эту акцию: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно». 29 сентября 1922 года из Петрограда отплыл пароход «Обербургомистр Хакен», пассажирами которого были философы Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин, С.Е. Трубецкой, Б.П. Вышеславцев, А.А. Кизеветтер, М.А. Ильин (Осоргин), М.М. Новиков, А.И. Угримов, В.В. Зворыкин, Н.А. Цветков, И.Ю. Баккал, профессор МВТУ В.И. Ясинский и другие. Так осуществилась высылка из России по идеологическим соображениям за границу деятелей российской науки, культуры, искусства. 30 сентября пароход прибыл в Штеттин (Германия). На борту находилось примерно более трех десятков высылаемых из Москвы и Казани, а также из других городов (с семьями примерно 70 человек). Это событие получило в публицистике название «Философский пароход». А 16 ноября 1922 года из Петрограда отплыл второй пароход с изгнанниками на борту - «Пруссия», на котором из страны выдворялись Н.О. Лосский, Л.П. Карсавин, И.И. Лапшин и другие (всего вместе с семьями 44 человека).
Календарь событий