31 августа 1935 г. 80 лет назад донбасский шахтер Алексей Стаханов превысил суточную норму угледобычи в 14 раз, что послужило началом «стахановского движения»
31 августа 1935 года донбасский шахтер Алексей Стаханов превысил суточную норму угледобычи в 14 раз, что послужило началом «стахановского движения». В декабре 1935 года пленум ЦК ВКП(б) постановил превратить «стахановское движение» в движение миллионов. Оно стало основной формой социалистического соревнования и быстро охватило всю страну. Уже через несколько месяцев почти на каждом советском предприятии появились свои стахановцы. Рабочие сами стремились в передовики. Одни из идейных соображений, другие ради полагающихся льгот и вознаграждений. В 1936 году по инициативе профсоюзов стали создаваться школы стахановского опыта. В отдельных отраслях промышленности стахановцы составляли от 20 до 27 процентов всех рабочих. Активно проводились стахановские смены, дни, пятидневки, декады, месяцы, в которых участвовали целые предприятия. «Рекорды» во многих случаях создавались искусственно. При этом никого не интересовали ни технические нормы, ни техника безопасности, ни качество продукции. В 1939 году Коммунистическая партия СССР объявила «стахановское движение» свидетельством зрелости рабочего класса. Однако движение в своем оригинальном виде в стране так и не прижилось. В «застойные» годы оно поддерживалось немногими энтузиастами и организовывалось начальниками предприятий в основном для отчетов и «галочек».
31 августа 1986 г. 29 лет назад в Новороссийской бухте затонул пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов»
31 августа 1986 года круизный лайнер «Адмирал Нахимов» весь день стоял в порту Новороссийска. На солнцепеке судно сильно нагрелось. Возвратившись в каюты, утомленные многочисленными экскурсиями пассажиры открыли иллюминаторы, чтобы проветрить помещения. В 22 часа корабль отошел от причала. В это время ему навстречу следовал из Канады в Новороссийск балкер «Петр Васев» с грузом зерна. В 23 часа 12 минут он столкнулся с «Адмиралом Нахимовым». Корабль получил большие повреждения корпуса, вода хлынула в открытые иллюминаторы, и в течение 10 минут он затонул. В результате катастрофы погибли 423 человека, в их числе 359 туристов и 64 члена экипажа. По заключению специалистов, причиной трагедии стали неверные действия капитанов обоих судов. Монумент в память о трагической гибели парохода «Адмирал Нахимов» Монумент в память о трагической гибели парохода «Адмирал Нахимов» В 1987 году на высоком откосе мыса Дооб Цемесской бухты, вблизи маяка, был сооружен монумент в память о трагической гибели парохода «Адмирал Нахимов». В него вмонтированы часы, поднятые с затонувшего судна и остановившиеся в момент трагедии. На чугунной стеле начертаны слова: «Погибшим при кораблекрушении парохода «Адмирал Нахимов» 31 августа 1986 года».
31 августа 1990 г. 25 лет назад в Берлине состоялась торжественная церемония подписания договора о вхождении ГДР в состав ФРГ (Договор об объединении)
31 августа 1990 года в Берлине министр внутренних дел ФРГ Вольфганг Шойбле и парламентский статс-секретарь при премьер-министре ГДР Гюнтер Краузе подписали Договор об установлении германского единства между Федеративной Республикой Германией и Германской Демократической Республикой (Договор об объединении). 12 сентября 1990 года в Москве министры иностранных дел Великобритании, СССР, США, Франции, ФРГ и ГДР подписали Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. Великобритания, СССР, США и Франция с одной стороны и представители обоих германских государств с другой стороны подтвердили создание объединенной Германии, включающей в себя территории ФРГ, ГДР и Западного Берлина. 3 октября 1990 года произошло официальное объединение ФРГ и ГДР. ГДР прекратила свое существование как государство, а Западный Берлин перестал быть самостоятельной политической единицей с особым международным статусом. В состав ФРГ вошли 5 воссозданных земель бывшей ГДР: Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия и территория Берлина. В соответствии с московским Договором от 12 сентября 1990 года объединенная Германия получила полный суверенитет в своей внутренней и внешней политике.
31 августа 1997 г. 18 лет назад в автомобильной катастрофе погибла принцесса Диана
В ночь на 31 августа 1997 года в автомобильной аварии, произошедшей в подземном тоннеле под площадью Альма в Париже, погибла Диана, принцесса Уэльская, первая жена принца Уэльского Чарльза, наследника британского престола. Вместе с принцессой погиб ее друг Доди аль-Файед. Аль-Файед и водитель Анри Поль скончались на месте. Диана, доставленная с места происшествия в больницу Сальпетриер, умерла через два часа. Принцесса Диана была одной из самых популярнейших женщин мира. Ее называли «Леди Ди», «народной принцессой», «королевой сердец», «самой фотографируемой женщиной в мире»… Она активно занималась благотворительной и миротворческой деятельностью. Лично посещала многих безнадежных больных в разных странах мира, вела кампании в защиту животных. Была активистом движения борьбы со СПИДом и за прекращение производства противопехотных мин. За несколько месяцев до своей гибели принцесса без сожаления продала с аукциона в Нью-Йорке самые изысканные свои туалеты, заявив: «Одежда уже не так необходима для моей работы, как раньше». Вырученные три миллиона долларов были перечислены на благотворительность.
Календарь событий