26 Августа
В Китае изобрели туалетную бумагу
Первые упоминания об использовании бумаги в гигиенических целях появились в Китае в 589 году н.э.
История изобретения туалетной бумаги уходит во II век нашей эры, когда ее впервые произвели в Китае из шелка-сырца. В России производство бумаги зародилось спустя 14 веков, при царе Алексее Михайловиче. Однако, свое санитарное применение она нашла всего 200 лет назад, в период бурного развития бумажной промышленности. XX век окончательно сформировал ее внешний вид и требования к качеству. На суд потребителей была предложена туалетная бумага с цветочным колором, рифленая, пупырчатая, двойная и одинарная, с причудливым рисунком и ослепительно белая.
Конечно, материал определялся местом проживания. До появления туалетной бумаги в прибрежных регионах были очень популярны раковины мидий. Если бы вам повезло жить на Гавайских островах, то вы использовали бы скорлупу старых добрых кокосовых орехов. Если бы вы родились в царской семье, как Луи XIV, то применяли бы шерстяную или кружевную ткань.
В Индии и арабских странах, и сегодня наибольшей популярностью пользуется рука — левая, чтобы быть точным. Конечно после этого грязного дела руку моют. Многие арабы считают использование туалетной бумаги отвратительной традицией, т.к. считают, что при ее применении всегда что-то остается. Бумагой, по их мнению, нельзя нормально почиститься.
Некоторые историки считают, что именно отсюда возник обычай пожимать именно правую руку. Левая была традиционно грязной! Исламские правила предписывают вытираться камнями или комьями земли, мыться водой и потом вытереться куском ткани. Благочестивые мужчины даже носят куски земли в своих тюрбанах и небольшие емкости с водой именно для этих целей.
В древнем Риме все общественные туалеты были оснащены палкой с приделанной к ней губкой, которая находилась в ведре с соленой водой. Богачи использовали шерсть и розовую воду.
В поздние средние века французы придумали биде, которые использовали представители обоих полов. Во время первой мировой войны американские и британские солдаты видели эти приспособления в борделях и поэтому решили, что они предназначены только для женщин. Таким образом мужчины их больше не используют.
В колониальной Америке население выбирало кукурузные кочерыжки. Когда в 1700-х стали общедоступны ежедневные газеты, то народ стал использовать их. (Можно сказать, что Гуттенберг изобрел печатный пресс и косвенно туалетную бумагу). Лорд Честерфилд (1694-1773) в одном из писем к своему сыну написал, что следует всегда носить собой дешевенький томик стихов, чтобы было что почитать пока сидишь на горшке, а потом найти хорошее применение прочитанному. (Это не цитата, а байка). Такое отношение к поэзии привело к возникновению в Англии крупной проблемы — вся страна была захламлена использованной бумагой — ведь тогда еще не было современных канализационных систем.
В 19 веке в сельской Америке стал популярен каталог Сирс (Sears). Люди просто вешали его на гвоздик в сортире и у них получалось 100 страниц бесплатной мягкой туалетной бумаги. Однако, кукурузные кочерыжки прочно держались на втором месте. В 1930-х каталог потерял популярность, т.к. его стали печатать на блестящей плотной бумаге. ( Можно только представить, как кто-то пишет жалобу в издательство: я хотел бы пожаловаться на то, что каталог Sears стали печатать на неудобной плотной бумаге). Первую настоящую туалетную бумагу стали производить в Англии в 1880. Она продавалась не в рулонах, а квадратных коробках. Эта бумага была очень грубой — именно такую британцы предпочитают и сейчас. Американцы любят мягкую бумагу, которую стали продавать с 1907 года.
Это теперь бумага для туалета - бизнес с оборотом в 2,4 млрд. долларов в год. Фирмы-производители умудряются даже устанавливать микрофоны во всем известном месте, дабы услышать похвалу своему продукту или его критику. А в начале прошлого века Скотт Пэйпер, додумавшийся выпускать бумагу в рулонах, так стыдился своего товара, что решил не ставить на нем имя собственной фирмы.
Все изменилось к середине столетия. В 1944 году американское правительство представило к награде за патриотизм компанию Kimberly-Clark. Она отличилась поставками туалетной бумаги для солдат, сражавшихся на фронтах второй мировой. Туалетная бумага еще однажды пригодилась американской армии. В 1991 году солдаты использовали ее для маскировки танков при операции "Буря в пустыне" в Персидском заливе.