Осязание влияет на то, как люди себя ведут
Согласно новому исследованию, когда мы сидим на жестком стуле, держим в руках тяжелую сумку или облокачиваемся на грубую деревянную мебель, мы на подсознательном уровне начинаем по-другому относиться к людям, при этом мы принимаем решения о том, как действовать, которые совершенно не связаны с конкретной ситуацией.
Исследование было одним из первых, которое изучало такие метафоричные высказывания об осязании как "тяжелый предмет" или "тяжелый день" и которое обнаружило, что эти метафоры оказывают реальное воздействие на то, что думает и делает человек.
Полученные результаты могут помочь людям узнать о том, как можно влиять на мысли и поведение других людей. К примеру, если вы дадите своему потенциальному работодателю подержать что-то тяжелое, он на подсознательном уровне будет относиться к вам серьезнее. "Оказывается, что все изучаемые нами метафоры отражают реальную связь между нашим физическим и психическим пониманием мира", - говорит Джошуа Акерман (Joshua Ackerman), психолог из Массачусетского технологического института и автор исследования. "Все, о чем мы думаем, в какой-то степени связано с нашим физическим опытом".
Чтобы исследовать, как осязание влияет на наше умственное восприятие мира (вопрос, который никогда не получал большого внимания со стороны исследователей), Акерман и его коллеги провели шесть экспериментов, которые были направлены на изучение трех основных категорий осязания: масса, текстура и твердость.
Для каждой категории эксперты подобрали популярные метафоры. При тестировании идеи о том, что тяжесть предмета ассоциируется с чем-то более важным и серьезным, (также, как, к примеру, в метафоре "тяжелая ситуация") они выявили, что люди, державшие в руках более тяжелый клипборд, на котором был написан список кандидатов на работу, расценивали большинство соискателей как серьезных и ответственных. Аналогичная ситуация наблюдалась и в группе, которая решила выделить больше денег на решение социальных проблем.
В категории текстур, исследователи тестировали метафору "тяжелый день" и "нецензурная брань". В этом случае они дали участникам решать головоломки, часть которых была напечатана на обычной бумаге, а часть на наждачной. После этого им дали прочесть отрывок о неоднозначном социальном взаимодействии. Люди, которые решали головоломки, напечатанные на наждачной бумаге, по рейтингу социального взаимодействия оказались более жесткими и отрицательно настроенными.
Кроме того, они проявляли большую щедрость в игре в лотерею, где им было сказано, что они должны поделить свой выигрыш с другим анонимным игроком. Они делали это из-за того, что оценили взаимодействие как нечто не очень хорошее, поэтому опасались, что предложи они меньше, незнакомец вообще отменит выигрыш в целом (что он был вправе сделать по установленным правилам).
В последней паре экспериментов, ученые тестировали метафоры, такие как "жесткий человек" и "она как каменная", при этом в рамках эксперимента люди касались деревянного бруска или мягкого одеяла. Позже, те, кто касался деревянного бруска расценивались гипотетическим работодателем как "жесткие люди". Даже сидение на жестком стуле, как показало исследование, способствовало тому, что человек гораздо реже шел на уступки при переговорах с автомобильным дилером. В каждом из экспериментов наблюдалась значительная разница в поведении человека, как только ему в руки давали что-то тяжелое, грубое или жесткое. В каждом из экспериментов принимало участие около 50 человек.
Полученные результаты говорят о наличии некоторого количества способов того, как используя текстуру можно манипулировать людьми и влиять на них. Социологи, к примеру, могут "добавить веса" анкетам, которые они дают людям, а бизнесмены в комнатах для переговоров поставить стулья с мягкими сиденьями.
Даже производители товаров могут сделать упаковку своей продукции более гладкой, поскольку предыдущие исследования показали, что люди хуже отзывались о воде, если пили ее из шероховатых чашек.
"Проделанная работа четко показывает нам, что один из способов, с помощью которого мы взаимодействуем с миром, может также иметь сильное и значимое влияние на поведение человека".
Источник: sciencedaily.com