31 мая 1223 г. 792 года назад первое сражение русских дружин с монголо-татарским войском на реке Калке, что положило начало возникновению татаро-монгольского ига на Руси
31 мая 1223 года на реке Калке произошла битва между основными силами татаро-монголов и русскими полками. Натиск дружин Мстислава Удалого, едва не прорвавший ряды кочевников, не был поддержан другими князьями, и все атаки русских были отбиты. Половецкие отряды, не выдержав ударов монгольской конницы, бежали, расстроив боевые порядки русского войска. Это позволило татаро-монголам нанести решающий удар по главным силам русских. Произошло ожесточенное и кровопролитное сражение, в котором русское войско было разбито, а оставшиеся в живых отступили за Калку. Бросившись за ними в погоню, татары разбили и полк Мстислава Черниговского. Лагерь Мстислава Киевского был взят через 3 дня, в результате и сам князь, и его окружение были зверски уничтожены. Мстислав Удалой бежал. Потери русских в этой битве были очень велики, из воинов домой вернулась только десятая часть. Войско Джебэ и Субедэя, разгромив на Калке ополчение южных русских князей, вошло в Черниговскую землю, дошло до Новгорода-Северского и повернуло назад, неся повсюду страх и разрушение. Монголо-татарское иго продолжалось на Руси почти два с половиной столетия и наложило существенный отпечаток на судьбу русского народа.
31 мая 1859 г. 156 лет назад запущены в работу часы, установленные на знаменитой лондонской башне Биг-Бен
Точность – вежливость королей. В Лондоне это выражение приобретает буквальный смысл, т.к. из нескольких сотен городских циферблатов точно идут лишь одни уличные часы – на башне Биг-Бена, которая является частью архитектурного комплекса Вестминстерского дворца. Собственно «Биг-Бен» – само здание и часы вместе с колоколом. Официальное наименование – «Часовая башня Вестминстерского дворца», также её называют «Башней Святого Стефана». Архитектор Ч.Бери и механик Б.Вальями взялись за сооружение часов на башне Св.Стефана Вестминстерского дворца. По замыслу, новые часы должны были стать самыми большими и точными в мире, и чтобы звон их был слышен по всей столице. В 1858 году башня была возведена, а башенные часы были пущены в ход 31 мая 1859 года. Внутри башни установили 13-тонный колокол, высотой более 2 метров и диаметром почти 3 метра. Высота башни составила 96,3 метра.Циферблаты Биг Бена смотрят на все 4 стороны света. Сделаны они из Бирмингемского опала, и каждый в диаметре 7 м. В основании циферблатов – латинская надпись «Боже, храни нашу королеву Викторию I». По периметру башни начертана фраза на латыни: «Хвала Господу». Часовые стрелки длиной 2,7 метра отлиты из чугуна, а минутные – 4,2 метра – сделаны из медного листа. Часы долгое время считались самыми большими в мире.
31 мая 1868 г. 147 лет назад день рождения велоспорта
Датой рождения велосипедного спорта в мире принято считать 31 мая 1868 года, когда на аллеях парка парижского пригорода Сен-Клу была организована первая велогонка на 2000 метров. Победителем гонки стал англичанин Дж.Мур. Велосипеды тогда еще имели разные по величине колеса (их еще называли «высокими»), а до изобретения пневматической шины оставалось чуть больше 15 лет. Однако, соревнования настолько пришлись по вкусу участникам, что уже в следующем году состоялись первые международные шоссейные велогонки Париж-Руан на 120 километров, в которых триумфально финишировал опять же Дж.Мур. В гонках участвовали даже две женщины.
31 мая 1891 г. 124 года назад началось строительство Великой Сибирской железнодорожной магистрали
В 1857 году генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский поставил вопрос о строительстве железной дороги на сибирских окраинах России. Он поручил военному инженеру Романову провести изыскания и составить проект сооружения железной дороги от Амура до залива Де-Кастри.А строительство этой железной дороги началось через два месяца, когда в торжественной обстановке (19) 31 мая 1891 года в районе Куперовской Пади города Владивостока был проведена церемония торжественной закладки дороги, и совершен молебен по этому случаю, с участием наследника престола Российской империи цесаревича Николая Александровича (будущий император Николай II) и большого стечения народа. Великий Сибирский путь был введен в эксплуатацию 14 июля 1903 года. Начальным пунктом Транссибирской магистрали является Ярославский вокзал в Москве, конечным - железнодорожный вокзал во Владивостоке.
31 мая 2003 г. 12 лет назад в Екатерининском дворце Царского Села состоялось официальное открытие воссозданной Янтарной комнаты
Впервые янтарь в отделке комнат использовал архитектор А.Шлютер в берлинском Большом королевском дворце. По одной из версий он же считается и автором проекта Янтарного кабинета, осуществлению замысла которого способствовала королевская коллекция янтаря. В Россию Янтарный кабинет попал в 1716 году, когда Вильгельм I преподнес его Петру I в качестве дипломатического подарка, скрепившего союз государств в Северной войне. Кабинет был установлен лишь в 1743 году для убранства официальной резиденции Елизаветы Петровны в Зимнем дворце. Комната располагалась на 100 кв.м, где среди зеркал разместились 40 кв.м янтаря и картины из флорентийской мозаики. Вся работа велась под руководством архитектора Растрелли и лепных дел мастера Мартелли. Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната была вывезена немцами в Кенигсберг, где выставлена для всеобщего обозрения в одном из залов Кенигсбергского замка. А весной 1945 года при отступлении германской армии комнату демонтировали и вывезли в неизвестном направлении. Поиски, начатые уже во время войны и продолжавшиеся много лет, ничего не дали.31 мая 2003 года в рамках торжеств в честь 300-летия Петербурга состоялось официальное открытие воссозданной Янтарной комнаты в Екатерининском дворце. Работа царскосельских реставраторов была принята российско-германским экспертным советом с оценкой «отлично».
Календарь событий