Конечно, в данном случае будем считать, что это просто совпадения, но интересен сам факт того, что «оппозиционеры» начинают давать своим митингам броские и яркие названия. Примечательно, что помимо твиттера Царькова и нескольких блогов, практически никто не дает никакой информации о содержании шествия. В качестве организаторов шествия «всея оппозиции» указаны правозащитница Ольга Романова, которая сейчас находится в Чите, бывший помощник Бориса Ельцина Георгий Сатаров и еще одна общественница Тамара Эйдельман.
«Ольга Романова замешана в ряде нечистоплотных историй финансового характера. Во главе [протестного движения] оказываются достаточно одиозные личности. Вроде бы респектабельно смотрится среди них Сатаров, но не уверен, что его прошлое советника Ельцина, его позиционирование привлечет людей — он человек не для собирания публики, он достаточно вдумчивый, концептуальный человек. Яшин последнее время на первом плане не светится, хотя его можно было считать молодым перспективным пассионарием. Им приходится оперировать людьми, давно себя дискредитировавшими и вызывающими идиосинкразию у общества», - отметил политолог, профессор, доктор политических наук Сергей Черняховский.
Он предполагает, что представители этой части протестного движения боятся выдвинуть яркого лидера, чтобы не оказаться в его тени. С другой стороны, после убийства Немцова харизматичных лидеров у них фактически не осталось.
Интересно, что никто из номинальных организаторов шествия в социальных сетях или на других площадках ничего не говорит о предстоящей акции. Полная тишина даже в блогах Навального и Леонида Волкова, которые организовывали шествие 1 марта. О самом марше «Весна» Навальный написал еще в конце января — более, чем за два месяца, и все это время со всех сторон шло активное продвижение — посты в блогах и социальных сетях, листовки, разного рода реклама. Сейчас всего этого нет. Почему? Эксперты сомневаются, что такая повестка оппозиции привлечет большое число сторонников.
«В России достаточно аморфное понятие оппозиции. Несистемная оппозиция не объединена в реальную действенную структуру. Это отдельные люди, которые набирают какое-то количество своих сторонников. Но четких требований, кроме того, что нынешняя власть должна уйти, у них нет. Если даже эта оппозиция говорит, что они не собирались все вместе и не принимали решение о митинге, с таким же успехом и вы, и я можем подать заявку в мэрию, сказав, что мы оппозиция, и погулять хоть по Кремлю, хоть по Красной площади, хоть по набережной Москвы-реки. Если это ни к чему не приурочено, никаких лозунгов нет, о чем говорить. Это, вроде как выехать на шашлыки, только в центр Москвы», - прокомментировал будущее шествие политолог, руководитель Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.
марш немцова, баннер, герои не умирают, флаги, транпаранты|Фото: livejournal.com
«Сомневаюсь, что у оппозиции получится серьезно мобилизовать своих сторонников. Лозунги неизвестны. Думаю, что сейчас ситуация в столице не предполагает роста публичной протестной активности. При любом варианте развития событий, вне зависимости от маршрута проведения акции и лозунгов, не вижу серьезных перспектив развития этого мероприятия. Оно пройдет для галочки», — солидарен политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
По мнению Черняховского, участников и организаторов мероприятия нельзя назвать оппозицией даже по формальным признакам. Оппозиция может выдвигать требования об изменении политической и социально-экономической систем в стране, аспектов государственной политики, но у «болотных» четко фиксируется лишь один лозунг, который можно увидеть и у немногих пропагандистов марша 19 апреля: «Вон, убийцы и воры» или в прежней трактовке «Россия без Путина». Это и есть один из возможных ответов, почему не идет работа по привлечению максимального количества людей.
«Они ничего нового и не могут привнести. Их задача не пропагандировать свою позицию, не оппонировать власти. Их задача, с одной стороны, отработать ту поддержку, которую им оказывают извне, с другой стороны, попытаться дестабилизировать ситуацию в стране, хоть у них в данном случае и очень мало шансов, а заодно потренировать мускулы, развить навыки, устроить смотр своих сил. Это тренировка, начальная стадия попытки государственного переворота. Поэтому ничего нового от них ждать нельзя, не потому, что они не нравятся кому-то, а потому, что они другие задачи решают. Это тренинг, репетиция начальная. Возможно, что-то будут придумывать, делать. Что толку повторять несколько лет одно и то же. Они несколько лет ходили без изменений и всем наскучили. В прошлый раз главная новация была — убийство Немцова. Я до сих пор считаю, что так или иначе, с той или иной степенью косвенности и прямоты, они имели к этому отношение», — считает эксперт.
Марш памяти Немцова, эти пули в каждого из нас|Фото: http://censor.net.ua/
Соответственно, и масштабы митинга, заявленного на 30 тыс. человек, будут достаточно камерными, если учитывать население Москвы, количество протестующих и профессиональных «революционеров-оппозиционеров».
«Даже в лучшие времена оппозиция не собирала больше 30 тыс. человек. Даже если всю Болотную площадь плотно забить, получится около этого. Когда неизвестно, кто и почему собирается прогуляться, рассчитывать, что заявленное число участников соберется, сложно. Хорошо, если 3 тыс. будет», — предполагает Ищенко
По оценке Черняховского, на шествие придет в пределах 5 тыс. участников. Салин более оптимистичен и считает, что «Романовой и Ко» удастся собрать от 10 до 20 тыс. митингующих. При этом эксперты уверены, что в таком городе как Москва по самому незначительному поводу можно собрать не менее 50 тыс. человек.
Митинги же такого плана действительно больше напоминают «междусобойчик», тренировку условного «партактива», чтобы он «не расслаблялся» и был готов профессионально сыграть свою роль, когда придет время. Временные рамки при этом фактически заданы и ограничиваются в ближайшей перспективе следующими двумя-тремя годами.
«Вполне естественно, что есть два рубежа — президентские выборы 2018 года и парламентские. Это — стандартная схема, использовавшаяся в рамках всех цветных технологий. Но учитывая, как она была обновлена на Украине, события могут развиться и раньше по мере появления поводов, готовности. Они пока тренируются. У них учения. Учения людей, готовящих государственный переворот, а мы считаем почему-то, что это реализация их права на мирное шествие и демонстрацию», — говорит Черняховский.
«Мне совершенно непонятно, как их терпят в нашей стране, — комментирует писатель Эдуард Лимонов. — На самом деле идет война, пусть и не декларированная, с Украиной, а они выходят, фактически поддерживая украинский режим, то есть тех людей, которые отдают приказы убивать наших добровольцев в Донбассе. Закон против предателей должен быть принят — как бы они там ни выпендривались и ни называли это „маршами мира“, фактически они последовательно проводят такую антироссийскую политику. Видите, взгляды могут быть какие угодно — либеральные, коммунистические, — но они не должны быть антироссийскими, иначе это уже предательство, уже люди переходят в другую категорию».
По его словам, «болотные» оппозиционеры заняли позицию «нереальную, истеричную, обреченную просто на ненависть». «Сколько у нас там поддержали воссоединение Крыма с Россией? — ну, 85% населения. Ну, ни одна оппозиция в любой другой стране не настолько безрассудна, чтобы ставить себя в ситуацию, когда они „писают против ветра“. Ветер 85%, а они стоят и писают. Ну, они обречены с такими антироссийскими лозунгами, с предложением передать Крым Украине — ну куда же они придут?» — полагает он.
Отметим здесь и определенный инфантилизм организаторов, которые, с одной стороны, «настаивают на шествии в центре», с другой, готовы отказаться от митинга в случае несогласования или попытки «вытолкнуть» на окраины, либо, напротив, выйти на несанкционированный митинг. Такое отношение тоже похоже на заготовку нескольких сценариев, ни один из которых, по большому счету, не является доминирующим и приоритетным, но каждый из которых можно отработать.