24 марта 1794 г. 221 год назад в Польше началось антирусское освободительное восстание
24 марта 1794 года, спустя год после Второго раздела Польши между Россией и Пруссией, национальный герой поляков Тадеуш Костюшко торжественно объявил в Кракове начало антирусского освободительного восстания, и тогда же был опубликован Акт восстания, который провозгласил лозунги восстановления в полном объеме суверенитета Польши, возвращения территорий, отторгнутых в 1773 и 1793 годах, и продолжения реформ начатых Четырехлетним сеймом (1788-1792). Вскоре Костюшко был провозглашен диктатором свободного Польского государства. Тадеуш Костюшко являлся убежденным поборником свободы. Он в течение семи лет успешно сражался в войне за независимость североамериканских колоний Британии с англичанами. Однако у себя на родине Тадеуш не сумел должным образом подготовить восстание. В октябре того же 1794 года восстание было подавлено. В результате Польша более чем на столетие прекратила свое существование как государство. Раненого Костюшко поместили в Петропавловскую крепость, откуда в 1796 году, сразу же после смерти Екатерины II, его освободили по приказу императора Павла I, которому Костюшко принес верноподданическую присягу. Получив от императора средства на дорогу, он уехал вначале в Америку, потом во Францию. В 1815 году Костюшко отказался от приглашения Александра I возглавить администрацию Царства Польского после того, как узнал, что Речь Посполитая не будет восстановлена в границах 1772 года.
24 марта 1801 г. 214 лет назад вследствие заговора убит российский император Павел I
Российский император Павел I был (по одной из версий) задушен и забит офицерами в собственной спальне в ночь на (12) 24 марта 1801 года в Михайловском замке в Санкт-Петербурге. Так произошел последний в истории России дворцовый переворот. В этом заговоре по различным оценкам принимало участие от 30 до 70 человек. Организаторы переворота, граф Пален и князь Платон Зубов, бывший фаворит Екатерины, имели личные причины ненавидеть Павла. В целом же причиной было и то, что воцарение Павла привело к крутой ломке екатерининских порядков, что вызвало недовольство многих знатных семейств. По одной версии Павел был убит Николаем Зубовым, старшим братом Платона Зубова, который ударил его золотой табакеркой. При дворе впоследствии имела хождение шутка: «Император скончался апоплексическим ударом табакеркой в висок». Согласно другой версии, Павел был задушен шарфом или задавлен группой заговорщиков, которые ворвались в его покои с требованием отречься от престола. И в результате стычки, когда они навалились на императора и друг друга, не зная в точности, что происходит, Павел и погиб. Заговорщики не были наемными убийцами и поэтому действовали неумело и суетливо. Ради того, чтобы оправдать это преступление, заговорщики оклеветали монарха как «сумасшедшего тирана», и народу было объявлено, что он скончался от апоплексического удара.
24 марта 1802 г. 213 лет назад английский изобретатель Ричард Тревитик получил первый патент на паровоз
Мысль о применении пара для модернизации транспорта возникла еще в 17 веке. Но первые попытки оставляли желать лучшего: паровые двигатели пытались приспособить к обыкновенным повозкам или телегам. Первая паровая повозка была сконструирована в 1763 году французским инженером Конью. Она была рассчитана на движение по прямой дороге без рельсов. Ситуация в корне изменилась в начале 19 века, когда английский изобретатель Ричард Тревитик (Richard Trevithick) получил патент на паровоз - 24 марта 1802 года. Опытным путем доказав, что сила трения гладких колес паровоза о гладкие рельсы совершенно достаточна для движения локомотива даже в том случае, если ему приходится тащить за собой состав груженых вагонов, он совершил революцию в транспортной индустрии. В 1803 году Тревитик конструирует паровоз для рельсового пути, а уже в феврале 1804 года проводит первое его испытание. Вот как это событие описывалось в одной английской газете: «Позавчера состоялось долго ожидавшееся испытание новоизобретенной паровой машины мистера Тревитика... Испытание превзошло, ко всеобщему изумлению, все, что ожидали от него наиболее ярые сторонники. В данном случае... машина была употреблена для перевозки до 10 тонн полосового железа на расстояние свыше 9 миль; необходимо при этом отметить, что тяжесть груза быстро возросла с 10 до 15 тонн, благодаря не менее 70 человекам, взобравшимся на повозки. Подталкиваемые непобедимым любопытством, они жаждали прокатиться, пользуясь первым успехом талантов изобретателя... Машина совершила свое путешествие без пополнения котла водой и свободно передвигалась со скоростью 5 миль в час».
24 марта 1822 г. 193 года назад англичанин Уильям Черч первым запатентовал типографскую наборную машину
24 марта 1822 года инженер из Бирмингема Уильям Черч первым запатентовал типографскую наборную машину. Начиная с изобретения книгопечатания и до этого момента, набор производился только вручную. В новой машине Черча печатная форма набиралась из заранее загруженных в пеналы отдельных литер. По мере необходимости литеры отыскивались и подавались путем нажатия на нужную клавишу. Наборная машина Черча представляла из себя ячейки с литерами и клавиатуру. Нажатием клавиши соответствующая литера высвобождалась и опускалась в магазин. Выравнивание литер внутри магазина производилось вручную. В конструкции было предусмотрено устройство, постоянно докладывающее в ячейки новые литеры. Однако машина Черча была недостаточно технологичной, поэтому распространения она не получила. Зато ее устройство послужило прототипом для множества последующих конструкций. В течение последующих 50 лет появилось множество разновидностей этой машины, в том числе и обеспечивающих автоматическое выравнивание литер в магазине. Скорость работы таких машин составляла от 5 тысяч до 12 тысяч символов в час, в то время как при ручном наборе производительность выше 1500 символов в час была недостижима. Набор из таких машин выходил в виде бесконечного ряда, который приходилось вручную разбивать на строки; таким образом, полная автоматизация наборного процесса достигнута не была.
24 марта 1882 г. 133 года назад Роберт Кох выступил с сенсационным сообщением - ему удалось выделить бактерию, вызывающую туберкулез
24 марта 1882 года Роберт Кох выступил на вечернем заседании Берлинского физиологического общества с сенсационным сообщением: ему удалось выделить бактерию, вызывающую туберкулез. Эта болезнь в то время являлась бичом всей Европы и не только, в России её называли «чахоткой». Заявление Коха встретила всеобщая восторженная тишина. Открытые бациллы получили название «палочек Коха». Несмотря на то, что сыворотки ученому получить не удалось, его исследования открыли путь к победе над болезнью. В 1905 году за исследования и открытия, касающиеся лечения туберкулеза, Кох получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Роберт Кох – хорошо известный в профессиональных кругах немецкий врач и бактериолог - заведовал лабораторией Имперского департамента здравоохранения в Берлине. Кроме туберкулезной палочки он открыл также бациллу сибирской язвы и холерный вибрион. В 1993 году Всемирной организацией здравоохранения туберкулез был объявлен национальным бедствием, а день 24 марта — Всемирным днем борьбы с туберкулезом.
24 марта 1898 г. 117 лет назад продан первый американский автомобиль
Автомобильная промышленность получила настоящие предпосылки для развития только после появления лёгкого, компактного и достаточно мощного двигателя внутреннего сгорания, который открыл широкие возможности для развития автомобиля. В 1885 году немецкий изобретатель Г.Даймлер, а в 1886 году его соотечественник К.Бенц изготовили и запатентовали первые самодвижущиеся экипажи с бензиновыми двигателями. Однако, именно Америка сделала автомобиль культовой продукцией. Начальной точкой в автомобилестроении США правильно считать 1896 год. В тот самый год была создана первая компания по выпуску Американских автомобилей. А 24 марта 1898 года модель «Уинтон», произведенную компанией Winton Motor Carriage Company, за 1000 долларов приобрел горный инженер Роберт Эллисон. Эллисон увидел рекламу «безлошадиного» транспортного средства с кожаной крышей и газовыми фонарями в журнале «Scientific American». На момент покупки существовало лишь 4 подобных автомобиля. Компания, сконструировавшая первый автомобиль, была основана 15 марта 1897 года Александром Винтоном. Первые автомобили его конструкции выделялись на фоне конкурентов оригинально окрашенными боковинами, мягкими креслами, газонаполненными лампами и кожаной крышей. Компания прекратила выпуск автомобилей в 1924 году, но продолжала производство судовых и стационарных дизельных моторов. В июне 1930 года компания стала частью General Motors. Что касается судьбы первой проданной модели «Уинтон» — после смерти Эллисона Winton Motor Carriage Company выкупила автомобиль обратно и подарила его музею.
Календарь событий