"Европа должна очнуться и осознать, что Россия атаковала ее. Помощь Украине должна приравниваться Евросоюзом к расходам на оборону. Если смотреть на вещи так, то все перечисленные суммы кажутся ничтожными".
Если Украина обанкротится, рассуждает автор, Россия поставит цивилизованный мир на колени. А если Украина НЕ обанкротится, тогда на колени удастся поставить Россию.
Вот восемьдесят четыре года человеку, чай, не Спайдермен. Пора бы уже успокоиться. Но нет, все кружит над миром, все спасает его. На ту же благую цель, спасение мира от России, оба они — и Сорос, и Порошенко — будут собирать деньги в Давосе, где совсем скоро в 45-й раз встретятся воротилы глобальной экономики. Однако проблема в том, что не одной России больно.
Лучшая иллюстрация — судьба швейцарского франка. Его внезапная РЕвальвация на 18% стала настоящим шоком для рынка. Страна, принимающая саммит миллиардеров, страна с репутацией финансового бомбоубежища таким образом пытается защититься от нарастающего кризиса в Еврозоне. Ревальвация франка означает: весьма информированные круги в Берне уверены, что Евросоюз, столкнувшись со спадом на всех направлениях, вот-вот вновь запустит печатный станок, а сил защищаться от дешевеющего евро у франка больше нет. Это и есть пресловутая война валют — неизменная спутница глобального экономического кризиса. И если Украине, которая тратит 10 миллионов долларов в день на войну, нужны деньги, то в не меньшей степени они нужны и Греции, которая опять оказалась на пороге дефолта. Вкладчики там опять потрошат банкоматы.
И самой влиятельной в Европе женщине придется выбирать — кому бросить спасательный круг. Да и есть ли этот круг вообще? В январе 2015-го многим кажется, что кризис 2008-го на самом деле не заканчивался ни на день. На всех сырьевых рынках обвал. Дешевеет не только нефть, но и железо, алюминий, медь. В общем, может впереди и Давос, но это Давос на глиняных ногах.
Кристин Лагард, директор-распорядитель МВФ:
"Низкие цены на нефть и рост (экономики) в США — не лекарство от глубоко укоренившихся проблем, которые мы видим повсюду. Слишком многие страны по-прежнему придавлены последствиями финансового кризиса, в том числе высокими долгами и безработицей. Слишком многие компании продолжают снижать расходы, поскольку сомневаются в том, что рост возобновится".
На таком жизнеутверждающем фоне в Москве проходит очередной гайдаровский форум. Веселый мозговой штурм, неизменно напоминающий заседание союза "Меча и Орала". Лейтмотив всех выступлений — Россия это часть западного мира и на мобилизационные рельсы она ни за что не свернет. Даже таблички у русских участников сплошь на английском. То есть, никаких мер по ограничению рынка либералы не хотят. Ни валютного регулирования, ни агрессивного кредитования производств, ни эмиссии под эти задачи, ничего.
Государство для либерала — это Левиафан, бороться с которым надо до полного поражения Левиафана. Впрочем, высказывались и крамольные мысли. А вдруг Левиафан — это что-то другое?
Иммануил Валлерстайн, американский социолог и философ-неомарксист:
"Капиталистическая система перестала быть выгодной даже для самих капиталистов. Да, она существовала пятьсот лет, но этого недостаточно для того, чтобы она выжила. В мире происходит что-то не то. Единственный важный показатель развития мировой экономики для подавляющего большинства людей — это уровень безработицы, а уровень безработицы сейчас очень страшный. Он растет везде".
Ну все-таки не везде. По-другому бывает. Подсказку отечественным либералам дает американская Нью-Йорк Таймс, опубликовавшая на неделе большую статью о том, как со своим кризисом борется Китай. Гайдаровцам-то наплевать, конечно, а вот всем остальным будет интересно.
Цитата из статьи под названием "Новые стройки Китая затмевают Великую китайскую стену", опубликованной в газете The New York Times:
"Сегодня, когда возникают сомнения в будущем китайского экономического роста, лидеры страны действуют еще более агрессивно, удваивая государственные расходы на строительство инфраструктуры. Так в ноябре влиятельная Комиссия по национальному развитию и реформам утвердила планы по выделению 115 миллиардов долларов на строительство 21 сверхкрупного объекта инфраструктуры, включая новые аэропорты и высокоскоростные железные дороги".
Корреспондент газеты пытается ерничать, перечисляя китайские стройки, но ирония не работает. За последние годы Китай построил крупнейший в мире надводный мост, крупнейший аэропорт, крупнейшую газотранспортную систему, повернул вспять реки и сейчас занят прокладкой тоннеля в два раза длиннее, чем дорога под Ла Маншем, а также канала, альтернативного Панамскому.
В чем же разгадка китайского чуда? Не в том ли, что в Китае никогда еще не проводился гайдаровский экономический форум?
Автор: Константин Сёмин - журналист, документалист, ведущий передачи "Агитпроп" на канале Россия 24, лауреат фестиваля DocChallenge, номинант премии Emmy.