Если, слегка приглушить восторженный визг «свидомых» комментаторов, который на все лады на всех каналах пытаются доказать своей насквозь зомбированной публике, что Украина потерпела сокрушительную перемогу, которой во всей всемирной истории равной не найти, то в сухом остатке мы получаем следующие:
Зимняя компания, начинавшаяся, как серия локальных военных операций с целью «отодвинуть» позиции сепаратистов на ряде направлений, завершилась для Киева ситуацией близкой к военной катастрофе. За три недели боёв были потеряны:
Донецкий аэропорт – стратегически важный для украинской стороны плацдарм, вклинивавшийся почти в центр города и, обеспечивавший, в случае украинского наступления с севера, со стороны Авдеевки – Спартака, продвижение войск с перехватом ключевой для наступления на город автомобильной и железнодорожной развязки на пересечении улиц Артёма и Взлётной. Теперь это район полностью потерян. Вдвойне болезненной эту потерю делает огромный «пиар», выстроенный украинской пропагандой вокруг обороны аэропорта в период ноября – января, возведший бои здесь в статус защиты национальной «брестской крепости». Пропагандистское значение этого плацдарма таково, что даже утратив его полностью, украинское командование, не считаясь с потерями, упрямо цепляется за позицию на самом краю аэропорта, доказывая тем самым, что сохраняет здесь своё присутствие.
Ещё более чувствительной в стратегическом плане является потеря «дебальцевского кармана» - глубокого – более чем тридцатикилометрового вклинения украинских войск в донецко – луганскую конфедерацию, фактически, «надрезавшего» её и, создававшего исключительные возможности для наступления с целью рассечения агломерации напополам через Шахтёрск – Торез на Саур-Могилу и отсечения Донецка от Луганска. Для этого, в течении четырёх месяцев с сентября по январь здесь была сформирована мощная группировка украинских войск численностью до 8 000 человек, опиравшаяся на линию укрепрайонов, оборудованных в инженерном плане по самым современным требованиям фортификации, с мощнейшим артиллерийским прикрытием, для чего в этот район, и прилегающие к нему районы, была стянута масштабная артиллерийская группировка, включающая в себя не менее шести дивизионов РСЗО «Град», бригадного комплекта, не менее шести дивизионов буксируемых и самоходных гаубиц так же бригадного комплекта, отдельной артиллерийской бригады, а так же противотанковой артиллерии и миномётов, развёрнутых на позициях в районах обороны. При необходимости артиллерийская группировка усиливалась отдельными дивизионами РСЗО «Ураган», а так же батареями миномётов особой мощности «Тюльпан» и «Пион».
Но, несмотря на такой силовой "кулак" украинским войскам не удалось сколь-нибудь существенно продвинуться вглубь агломерации ни на одном из направлений. Все многомесячные титанические усилия украинского политического и военного руководства по восстановлению боеспособности армии завершились ничем. После сокрушительного иловайского разгрома и военного кризиса сентября 2014 года украинское командование делало всё, чтобы восстановить боеспособность разгромленных войск, формировало новые части и крайне нуждалось в военном реванше, чтобы восстановить веру войск, в свои силы и способность побеждать противника, а так же доверие общества к своей армии. Можно утверждать, что в январе 2015 года ВСУ находились на пике своих боевых возможностей, в существующих условиях.
Общая численность войск ВСУ, гвардии, добровольческих батальонов, а так же милиции и СБУ достигла в районе АТО численности в 40 000 человек, при поддержке почти 300 танков, 200 артиллерийских систем и РСЗО. Большая часть войск прошла первичную подготовку в учебных центрах ВСУ Украины, многие части, особенно аэромобильные и части «спецназа» имели боевой опыт и были закалены в боях мая – сентября. В резерве командования находилось до десяти БТГ, часть из которых прошла переучивание на Яворовском полигоне по стандартам НАТО и под руководством американских и польских инструкторов и носило статус «ударных». Командование ВСУ через свою агентуру, а так же спутниковые данные, предоставленные по линии контактов с НАТО располагало исчерпывающими данными о составе и расположении частей ополчения, а так же о планах формирования на территории агломерации войсковых соединений по образцу российских армейских корпусов.
Остаются неясным мотивы принятия решения на проведение наступления в донецком аэропорту. Явилось ли оно неожиданным для командования АТО экспромтом командования сектора, или было «разведкой боем»? Но последствия этого решения стали для украинского командования самыми удручающими.
За двадцать один день боёв ВСУ не только потеряли два своих главных стратегических плацдарма, но и понесли тяжёлые потери, как в людях, так и в технике. Было убито не менее 1500 солдат и офицеров, до 3000 ранено, безвозвратно утрачено до 60 танков, до 40 орудий и РСЗО. В боях были использованы все имеющиеся резервы, но это так и не смогло переломить ход боёв в пользу ВСУ. Наоборот, ВСУ пришлось перейти к глухой обороне, пытаясь сдержать наступление ополчения. Но это не помогло, и на целом ряде направлений украинские войска были отброшены на расстояние от километра до десяти.
Основные же бои развернулись в районе Дебальцево, где совместными усилиями ополчение ДНР и ЛНР сначала утянуло горловину «мешка», а потом и вообще передавило её, превратив мешок в окружение, а за тем с образованием внутренних стенок, в «котёл». Только вступление в действие перемирия приостановило уничтожение этого «котла», но не сняло угрозу его ликвидации. Командование и руководство ДНР, ЛНР предъявило украинскому командованию ультиматум, сложить оружие и выйти из котла или быть уничтоженным. Очевидно, что это не пустая угроза и, если вопрос не будет решён в ближайшие дни, то начнётся его планомерное уничтожение.
Каковы же выводы можно сделать из этой компании?
Главный из них – со всей очевидностью стало понятно, что военного решения у проблемы Донбасса нет. Задействовав все имеющиеся ресурсы как в людях, так в технике и вооружении, украинское руководство не только не смогло добиться стратегического превосходства, но и просто не смогло достигнуть каких-либо внятных тактических военных успехов. Планы нанесения эффектного военного поражения «сепаратистам» с треском провалились. «Реванша» за Иловайск не получилось. Вместо него образовался «Иловайск 2» - «Дебальцевский котёл», что делает компанию для Киева полностью проигранной. Особенно в условиях того, что в этой компании не был задействован главный силовой «аргумент» - «Северный ветер» - ввод организованных отрядов добровольцев с севера. Со всеми задачами ополчение справилось самостоятельно, при минимальной военной и технической помощи «северян», которые в этот раз не зашли на территорию Донбасса ни одним своим штатным подразделением.
Конечно, Киев запустил на всю мощь свою пропагандистскую машину, пытаясь превратить очередное поражение в «перемогу» над всей российской армией, но для специалистов итог очевиден.
Понятно, что теперь Киев потребует от своих союзников поставок самого современного вооружения и начнёт ещё более ускоренными темпами наращивать свою военную мощь, но, даже в условиях массированных поставок современного вооружения от США и НАТО, патовую для Киева ситуацию уже не изменить. Россия легко компенсирует эти поставки аналогичными поставками ополчению, и всё это лишь превратит войну, в ещё более кровавую и бессмысленную. Поэтому Киеву предстоит пережить жестокое военно-политическое похмелье и перейти, наконец, к реальным переговорам с Донбассом…"