26 октября 1824 г. 190 лет назад в Москве официально открыт Малый театр
Формирование постоянной драматической труппы в Москве началось еще с 50-х годов 18 века. В 1806 году театр стал казенным и вошел в систему императорских театров. В 1815-1824 годах труппа пополнилась новыми актерами. В нее вошли П.С. Мочалов, а также актеры, окончившие Московскую театральную школу; дебютировали приглашенные из провинции М.С. Щепкин, М.Д. Львова-Синецкая. На протяжении 18 – начала 19 века драматическая труппа работала вместе с оперно-балетной; одни и те же актеры часто выступали в спектаклях различных жанров. (14) 26 октября 1824 года драматические спектакли были перенесены в здание, перестроенное по проекту архитектора О.И. Бове на Петровской площади (с 1829 года – Театральная). Тогда же появилось и название театра – Малый (в отличие от Большого театра, предназначенного для оперных и балетных спектаклей). С этой даты начинается история Малого театра, ставшего гордостью русской культуры. Малый театр часто называли вторым Московским университетом, настолько сильное влияние он оказывал на духовную жизнь общества. Здесь впервые были поставлены многие выдающиеся произведения крупнейших русских писателей: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.В. Сухово-Кобылина, Л.Н. Толстого. Он дал сценическую жизнь всем 47 пьесам великого русского драматурга А.Н. Островского. Малый театр завоевал репутацию подлинной академии актерского мастерства. С 1918 года при Малом театре работает театральная школа (с 1938 года – Театральное училище имени Щепкина). С 1919 года театр стал академическим. В 1929 году перед зданием театра установлен памятник А.Н. Островскому (скульптор Н.А. Андреев). В январе 1993 года указом президента РФ утверждено новое название театра – Государственный академический Малый театр России, и за ним закреплен статус особо ценного объекта национального культурного наследия России.
26 октября 1920 г. 94 года назад СНК издал постановление о продаже за границу русских художественных ценностей
В конце 1917 года в составе Народного комиссариата просвещения были назначены комиссары по охране художественно-исторических памятников и частных коллекций, а министерство императорского двора было преобразовано в Комиссариат исторических имуществ и коллегию по охране памятников при нем. Были национализированы усадьбы (в том числе музеи), дворцы и частные коллекции, имущество религиозных организаций, казенных учреждений, императорской фамилии, отменено право наследования. За этим последовали распоряжения о судьбе имущества эмигрантов, экспроприированных и бесхозных ценностей, об изъятии благородных металлов, денег и разных ценностей, запрещение вывоза предметов особого культурного значения за границу. 5 октября 1918 года появился декрет СНК об учете и охранении памятников искусства, «в чьем бы обладании они ни находились». Один за другим преобразовывались в государственные прежние общественные или частные музеи и коллекции. Существовавшие музейные организации не могли воспринять огромный поток национализированного, экспроприированного и конфискованного.
На основании постановления создается Антикварный экспортный фонд, с 1921 года – Государственный фонд ценностей для внешней торговли. Первая массовая экспроприация ценностей для срочной продажи оказалась связанной с церковным имуществом. 2 января 1922 года появляется декрет «О ликвидации церковного имущества». Ленин и Троцкий надеялись выручить сотни миллионов и даже миллиарды рублей. Троцкий писал, что лучше выручить в этом году 50 миллионов рублей, чем надеяться на 75 миллионов на следующий год, ибо на следующий год может произойти мировая пролетарская революция, буржуазия начнет вывозить и продавать ценности, рабочие станут их конфисковывать, и тогда денег нигде уже не будет. Доход от кампании составил 4 миллиона 650 тысяч рублей, на покупку хлеба ушел один миллион, остальные деньги ушли на проведение самой кампании. Следующие десять лет оказались эпохой беспощадной и интенсивной распродажи ценностей не только государственного, но и музейного хранения – последние гораздо выше котировались на антикварных рынках, и власть, перешагивая собственные законы, опустошала национальные хранилища.
26 октября 1927 г. 87 лет назад Парижский суд оправдал еврея-анархиста Шварцбарда, застрелившего Петлюру
Оправданием завершился в Париже судебный процесс над 41-летним украинским евреем-анархистом Соломоном Шварцбардом, который 25 мая 1926 года застрелил 48-летнего Симона Петлюру, бывшего фактического диктатора Украины в 1918–1920 годах. Как и Петлюра, Шварцбард оказался в Париже после бурной молодости – он воевал во Французском легионе (1914–1917) и большевистской бригаде Котовского (1919–1920). В Париже анархист жил тихо, зарабатывал ремонтом часов и литературным трудом. Ему, потерявшему в свое время при еврейских погромах на Украине пятнадцать человек из своих родственников, стало известно, что неподалеку проживает «изверг». 25 мая 1926 года на углу бульвара Сен-Мишель и улицы Расина Шварцбард приблизился к разглядывавшему витрину Петлюре. Удостоверившись по-украински, что перед ним в самом деле Симон Петлюра, он трижды выстрелил в него из револьвера, после чего спокойно дождался подоспевшей полиции, сдал оружие и объявил, что он только что застрелил убийцу. На суде за обвиняемого вступились Эйнштейн, Горький, Керенский, Барбюс. Подготовкой экспертных материалов для защиты занимался бывший премьер-министр Венгрии Михай Каройи. Защиту вел известный французский адвокат Анри Торрез. 26 октября 1927 года Шварцбард был оправдан большинством присяжных и незамедлительно освобожден из тюрьмы, в стенах которой он провел полтора года предварительного следствия.
26 октября 1932 г. 82 года назад высшие руководители страны встретились с писателями дома у Максима Горького
Высшие советские руководители, в том числе И.В. Сталин, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, встретились 26 октября 1932 года с писателями, собравшимися у Максима Горького в его московском доме на Малой Никитской – роскошном особняке, построенном Ф.О. Шехтелем для одного из братьев Рябушинских. Именно на этой встрече Сталин назвал писателей «инженерами человеческих душ», добавив к этому, что производство душ важнее производства танков. Нарком обороны Ворошилов попытался было вступиться за танки, однако был прерван вождем… Речь Сталина была выслушана с большим вниманием. Вождь говорил о намерении создать Союз писателей СССР, о творческих задачах, которые будут стоять перед этим союзом, о его материальной базе. Не забыл он и о методе соцреализма: «Художник должен правдиво показать жизнь. А если он будет правдиво показывать нашу жизнь, то в ней он не может не заметить, не показать того, что ведёт её к социализму. Это и будет социалистический реализм». Говоря о творческих задачах, он обратил внимание писателей на вопрос о пьесах: «… пьесы нам сейчас нужнее всего. Пьеса доходчивей. Наш рабочий занят. Он восемь часов на заводе. Дома у него семья, дети. Где ему сесть за толстый роман? Пьесы сейчас – тот вид искусства, который нам нужнее всего. Пьесу рабочий легко просмотрит. Через пьесы легко сделать наши идеи народными, пустить их в народ». Затронув тему материальной базы будущего писательского союза, Сталин информировал писателей, что в Москве будет построен Литературный институт («Вашего имени, Алексей Максимович»), писательский городок с гостиницей, столовой, библиотекой… На этой встрече выступили Максим Горький (председательствующий), И.Гронский, Л.Авербах, Л.Сейфуллина, В.Иванов, М.Кольцов, Г.Никифоров, Л.Никулин и другие.
Календарь событий