1 октября 1550 г. 464 года назад Иван Грозный заложил основы русской регулярной армии
В этот день Иван Грозный издал Приговор (Указ) «Об испомещении в Московском и окружающих уездах избранной тысячи служилых людей», который, по сути, заложил основы первого постоянного войска, имевшего признаки регулярной армии. Свою историю русское войско (и прежде всего - Сухопутные войска) ведет от княжеских дружин Киевской Руси. Борьба за преодоление феодальной раздробленности, образование централизованного государства и ликвидацию иноземного гнета повлекла за собой увеличение численности армии, а укрепление хозяйственно-экономического уклада жизни создало условия для первых военных реформ на Руси, которые активно проводил царь Иван IV (Грозный). В дальнейшем появились усовершенствованная артиллерия, минно-взрывные средства, ручное огнестрельное оружие, также было проведено упорядочение системы комплектования и военной службы в поместном войске, организовано централизованное управление армией и ее снабжение. Наряду с этим были созданы стрелецкое войско и постоянная сторожевая служба, а «наряд» артиллерии выделен в самостоятельный род войск. Эти меры по укреплению армии позволили русским войскам успешно отстаивать интересы Руси в борьбе с многочисленными врагами. А в честь этого исторического события 1 октября в современной России отмечается профессиональный праздник - День Сухопутных войск.
1 октября 1869 г. 145 лет назад в Вене была выпущена первая в мире почтовая открытка с маркой
Идею такой новаторской системы связи высказал девятью месяцами ранее профессор политэкономии Венской военной академии Иммануил Герман в газете «Нойе фрайе Прессе». Он же предложил сделать саму пересылку открытки дешевле, чем пересылку письма. 1 октября 1869 года в Вене была выпущена первая в мире почтовая открытка с маркой. В листки из плотной бумаги размером со стандартный почтовый конверт с линейками для адреса и австро-венгерским гербом просто «впечатали» марки достоинством два крейцера. «Корреспонденцкарты» моментально завоевали популярность: за первые два месяца их было продано около 3 миллионов. Эти почтовые карточки, конечно, мало походили на современные иллюстрированные открытки. Однако очень скоро издатели задумались, как сделать почтовую карточку привлекательнее. Прототипом современных иллюстрированных открыток можно назвать французскую открытку, выпущенную в ноябре 1870 года книготорговцем Леоном Бенардо (сюжет ее - франко-прусская война). Надпись на ней гласила: «Souvenir de la defense nationale» (Память о национальной обороне). Вероятно после этого словечко «Souvenir» сразу вошло в моду: его стали печатать на открытках с видами городов издатели многих стран, в том числе и Российской империи. Об этом говорят такие надписи: «Souvenir de Riga», «Souvenir de Minsk» и другие. Такие открытки быстро обрели популярность - ведь они стали не просто средством почтовой связи, но и отличной рекламой, и приятным сувениром. С развитием железных дорог и туризма резко возрос интерес к видовым открыткам. Особым спросом пользовалась, например, почтовая открытка с изображением почтальона: из его сумки можно было извлечь (в прямом смысле этого слова) целую серию миниатюрных видов города. Несмотря на небольшие тиражи, многие старые открытки дошли до наших дней. Сохранились они в семейных архивах, у коллекционеров, в собраниях музеев и библиотек. Это ценный документально-исторический материал, который еще не изучен целиком. Здесь много любопытного не только для историков, но и литераторов, художников, этнографов, журналистов.
1 октября 1879 г. 135 лет назад в Гамбурге открылась первая Международная полярная конференция
К концу 70-х годов 19 века центральная часть Арктики и Антарктика представляли собой белые пятна на карте мира. Экспедиции разных стран отправлялись в полярные районы преимущественно с целью географических открытий. Научные исследования, если они и проводились, являлись второстепенной задачей. Идею международной программы научных исследований полярных областей сформулировал известный австрийский полярный исследователь Карл Вейпрехт (1838—1881), который в 1873 году прославился открытием Земли Франца-Иосифа на севере Баренцева моря. Он считал, что комплексные научные исследования в Арктике и Антарктике возможно провести, лишь объединив усилия ученых ведущих мировых стран при финансовой поддержке их правительств. По его инициативе 1 октября 1879 года в Гамбурге открылась первая Международная полярная конференция. Карл Вейпрехт Карл Вейпрехт Еще в 1875-м Вейпрехт начал говорить о широком интернациональном сотрудничестве в Арктике. Четыре года спустя его идеи поддержал II Метеорологический конгресс в Риме. И вот теперь на гамбургской конференции было принято решение о проведении Международного полярного года – с 1 августа 1882 по 1 сентября 1883-го и об образовании 8 наблюдательных станций «общего пользования».
1 октября 1887 г. 127 лет назад открылся заново отстроенный после пожара Одесский оперный театр
Одесский академический театр оперы и балета – старейшее культурное учреждение города. Одесса добилась права на его строительство в 1804 году, а в 1809 году он украсил центральную часть города. 10 февраля 1810 года состоялось первое представление – русская группа П.Фортунатова поставила одноактную оперу Фрелиха «Новое семейство» и водевиль «Утешенная вдова». В 1873 году театр полностью сгорел, и тогда городские власти приняли решение о строительстве нового помещения под театр. Составить его проект было предложено венским архитекторам Ф.Фельнеру и Г.Гельмеру. Открытие театра состоялось 1 октября 1887 года. Здание Одесского театра исполнено в стиле венского «барокко», который был основным в европейском искусстве с конца 16 и до середины 17 века. Над фасадом возвышается скульптурная группа, изображающая музу Мельпомену, покровительницу искусства. Чуть ниже расположены скульптурные группы на сюжеты из древней мифологии. Внизу, около центрального входа, на высоких постаментах установлены две скульптурные группы, олицетворяющие Комедию и Трагедию. По фронтону здания, в нишах верхнего яруса, установлены бюсты Пушкина, Глинки, Грибоедова, Гоголя. Самая красивая часть здания – зрительный зал. Архитектура его выдержана в стиле французского «рококо». Он украшен различными лепными орнаментами с тонкой позолотой. В основу композиции потолка положены четыре картины художника Лефлера в виде медальонов. На них изображены сцены из произведений Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится». Поражает изяществом ажурных деталей большая люстра в центре потолка. В зале и во всех ярусах много разнообразных лепных украшений. Театр интересен не только своей архитектурой, но и богатой творческой биографией. Здесь исполняли свои произведения П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, Эжен Изаи, Пабло Сарасате и другие. Здесь пели Федор Шаляпин, Соломия Крушельницкая, Антонина Нежданова, Леонид Собинов, Тито Руффо, Баттистини, Джеральдони, танцевала Анна Павлова. В 1926 году театру было присвоено звание «академический», а в сентябре 2007 года он получил статус национального. В настоящее время он называется «Одесский национальный академический театр оперы и балета».
1 октября 2007 г. 7 лет назад состоялась торжественная церемония передачи Дома Пашкова Российской государственной библиотеке
1 октября 2007 года знаменитый Дом Пашкова, входящий в число главных культурно-исторических памятников столицы, был торжественно передан Российской государственной библиотеке. Это здание считается одним из символов интеллектуальной жизни России. Спроектированное В. Баженовым и построенное в 1784–1786 годах для капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова (сына денщика самого Петра I), оно сразу стало главной московской достопримечательностью. Виды величественного дома-дворца, возвышающегося на Ваганьковском холме недалеко от Кремля и Каменного моста, печатали на открытках и почтовых марках, его рисовали художники. Необычным для тех лет было то, что дом имел сразу два фасада: торжественный, выходящий на улицу Моховую, и домашний, уютный, обращенный во двор. На склоне холма рядом был разбит сад, там гуляли павлины, попугаи и китайские гуси. Дом Пашкова стал первым светским зданием той эпохи, из которого Кремль был виден не снизу. Сквозь века за Домом Пашкова тянется флер таинственности. Его считают одним из вероятных мест, где может быть спрятана библиотека Ивана Грозного. И, кстати, именно с террасы Дома Пашкова Воланд смотрел на Москву в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В 1812 году, во время нашествия Наполеона, Дом Пашкова был частично сожжен и разрушен. Некоторое время пустовал, но к 1818 году его отреставрировали. Последней владелицей дома из рода Пашковых была внучка двоюродного брата его прежнего хозяина, а в 1839 году дом был выкуплен для Московского государственного университета. Позднее здесь располагались Дворянский институт и Московская четвертая гимназия, работали Румянцевский и Публичный музеи. В 1914 году рядом с Домом Пашкова был построен двусветный Ивановский зал — специально для огромной картины Иванова «Явление Христа народу», подаренной музею императором Александром II. В 1921 году музеи из здания вывели, оставив лишь музейную библиотеку, известную сейчас как Публичная библиотека СССР имени Ленина. В 1961 году к левому флигелю здания пристроили книгохранилище. Особенно крупные изменения облик здания претерпел в 30-е годы XX века. Была снесена ограда, окружавшая сад, что разрушило целостность экспозиции: дом и холм перестали восприниматься как нечто единое. Радикально изменились внутренние интерьеры здания. Тогда же герб Пашкова на фасаде здания был заменен на герб СССР. В 80-е годы Дом Пашкова закрыли на реставрацию, которая затянулась почти на три десятилетия — вплоть до 2007 года.
Календарь событий