28 сентября 1618 г. 396 лет назад в Брюсселе открыт первый в мире ломбард
Ломбард является одним из старейших финансовых институтов в истории человечества и имеет богатую историю. Первые письменные упоминания о нем можно найти даже в греческих и римских источниках. Имеются свидетельства, что в Китае учреждения, работающие по данному финансовому принципу, существовали еще более 3000 лет тому назад. Ломбард – специализированное кредитное учреждение, предоставляющее ссуды под залог движимого имущества заемщика. В основном в ломбардах принимают драгоценный металл, бытовые вещи и другое. Оценка стоимости вещей производится по соглашению сторон. Владельцу имущества при заключении договора хранения выдается требуемая сумма, а также именной ломбардный билет.
Первый в мире ломбард в том виде, в котором существует и работает по сегодняшний день, открылся 28 сентября 1618 года в бельгийском городе Брюсселе под маркой Дома Ломбарди, который вскоре стал владельцем сети ссуднозалоговых учреждений по всей Европе, а его клиентами были даже королевские семейства. В России ломбарды появились в начале 18 века, когда Монетная контора начала выдавать ссуды под заклад золотых и серебряных вещей. В 1772 году были открыты Санкт-Петербургская и Московская ссудные казны, которые являлись казенными ломбардами.
28 сентября 1864 г. 150 лет назад в Лондоне создан Первый Интернационал
В середине 19 века в мире начался экономический кризис, охвативший многие страны. В связи с безработицей и нищетой населения участились забастовки и революционные выступления рабочего класса, который к тому времени, уже обогащенный опытом революций, становился самостоятельным политическим движением. На международном собрании в Сент-Мартинс-холле в Лондоне, организованном английскими и французскими рабочими, 28 сентября 1864 года был учрежден Первый Интернационал – международное товарищество рабочих – первая массовая международная организация рабочих для защиты общих классовых интересов. В собрании, где присутствовало более двух тысяч человек, участвовали также представители польских, итальянских, ирландских и немецких рабочих, в их числе был и Карл Маркс, который ещё в 1848 году выдвинул в мир легендарный призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Он вошёл в избранный на собрании руководящий комитет (позже называемый Генеральным советом). Подготовленные Марксом Учредительный манифест и Устав Первого Интернационала были утверждены Генеральным советом 1 ноября того же года. В этих программных документах были сформулированы в общей форме цели пролетарского движения – свержение капитализма и установление власти рабочего класса – и провозглашен его основной принцип – «освобождение рабочего класса должно быть завоёвано самим рабочим классом». Манифест призывал рабочих бороться с несправедливыми грабительскими войнами и утверждал, что развитие промышленности и рост богатства при капитализме не принесут облегчения трудящимся, пока власть в руках буржуазии. Объединяя вокруг себя наиболее революционно настроенных членов совета, Маркс фактически возглавил Первый Интернационал. В отдельных городах и странах Европы создавались секции международного товарищества рабочих – местные организации. Генеральный Совет находился в Лондоне. Первый Интернационал прекратил свое существование после раскола в руководстве, произошедшего в 1876 году.
28 сентября 1939 г. 75 лет назад СССР и Германия заключили договор «О дружбе и границе», закрепивший ликвидацию Польши
Министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп прибыл в Москву с официальным визитом 27 сентября 1939 года, для участия в переговорах по вопросу о заключении германо-советского договора «О дружбе и границе» между Германией и СССР. Советскую сторону представлял Народный комиссар по иностранным делам СССР Молотов. В переговорах также принимали участие от СССР товарищ Сталин и советский полпред в Германии Шкварцев, а со стороны Германии – германский посол в СССР г-н Шуленбург. Переговоры состоялись, и в результате 28 сентября 1939 года главы внешнеполитических ведомств Молотов и Риббентроп подписали договор «О дружбе и границе» между нацистской Германией и СССР, закрепивший ликвидацию Польши и подтвердивший ранее заключённый пакт Молотова-Риббентропа (23.08.1939). Договор рассматривался Гитлером лишь как ширма для тайной подготовки к войне. К договору прилагалось несколько секретных протоколов. Эти протоколы определяли порядок совершения обмена советскими и германскими гражданами между обеими частями разделённой Польши, закрепляли зоны центрально-европейских «сфер интересов» в соответствии с Пактом Молотова – Риббентропа, а также устанавливали обязательство сторон пресекать любую «польскую агитацию». Согласно договору, Правительства СССР и Германии, после распада бывшего Польского государства, рассматривают исключительно как свою задачу – восстановить мир и порядок на этой территории и обеспечить народам, живущим там, мирное существование, соответствующее их национальным особенностям. В ходе вторжения в Польшу немцы заняли Люблинское воеводство и восточную часть Варшавского воеводства, территории которых в соответствии с Пактом находились в сфере интересов Советского Союза. Для того, чтобы компенсировать СССР эти потери, был составлен еще один секретный протокол к договору, в соответствии с которым Литва, за исключением небольшой территории Сувалкийского района, переходила в сферу влияния нашей страны. Этот обмен позволил Советскому Союзу занять Литву 15 июня 1940 года и основать Литовскую ССР.
28 сентября 1953 г. 61 год назад Никита Сергеевич Хрущев избран первым секретарем ЦК КПСС
28 сентября 1953 года первым секретарем ЦК КПСС был избран Никита Хрущев. Эпоха Хрущева в истории известна, как эпоха «оттепели» во внутренней и внешней политике СССР. Он стал инициатором реабилитации жертв репрессий, модернизации партийно-государственной системы, своими реформами пытался улучшить материальное положение и условия жизни населения. Хрущев, в отличии от своего предшественника, пытался сделать общество более открытым. На XX (1956) и XXII (1961) съездах КПСС он выступил с резкой критикой так называемого «культа личности» и деятельности Сталина. Однако сохранение в стране тоталитарного режима – подавление инакомыслия, расстрел рабочих демонстраций в Новочеркаске, произвол в отношении интеллигенции, вмешательство в дела других государств (вооруженная интервенция в Венгрии), обострение военного противостояния с Западом (Берлинский и Карибский кризисы), а также политическое прожектерство (призывы «догнать и перегнать Америку!», обещания построить коммунизм к 1980 году) делали его политику непоследовательной и нелогичной. К началу 1964 года в СССР назрел острейший экономический кризис. С прилавков исчезли мясные и молочные продукты, за хлебом стояли тысячные очереди… Серьезность положения осознавали многие партийные функционеры. Опасаясь массовых народных волнений, партийная верхушка приняла решение отстранить Хрущева от власти, - 14 октября 1964 года на пленуме ЦК КПСС Хрущев был снят со всех партийных и государственных должностей и отправлен на пенсию. Первым секретарем ЦК избран один из организаторов отставки Хрущева – Л.И. Брежнев.
28 сентября 1992 г. 22 года назад празднование Дня Воздушного Флота в России установлено на третье воскресенье августа
28 сентября 1992 года принято Постановление Президиума Верховного Совета РФ о праздновании Дня Воздушного Флота России в третье воскресенье августа. Ранее (с 1933 года) праздник отмечался 18 августа. Гражданская авиация в России начала свое развитие в 1923 году, когда было создано Всероссийское общество добровольного воздушного флота «Добролёт» и открыта первая воздушная линия: Москва – Нижний Новгород. Значительное развитие отечественной гражданской авиации началось в конце Великой Отечественной войны, когда был создан двухмоторный самолет Ил-12, а затем его модификация Ил-14, которые с 1947 года вышли на линии «Аэрофлота» и стали основными гражданскими самолетами в СССР. Уже в 1940 году общая сеть внутренних воздушных линий в СССР составляла 144 тысяч км, было перевезено более 400 тысяч человек.
28 сентября 1994 г. 20 лет назад в Балтийском море затонул грузопассажирский паром «Эстония»
Ночью 28 сентября 1994 года во время шторма в водах Балтики близ финского острова Уте затонул грузопассажирский паром «Эстония», совершавший рейс между Таллинном и Стокгольмом. Это крупнейшая катастрофа в Балтийском море, в результате которой погибли 852 человека, спаслись 137. Паром, построенный в 1980 году в Германии, был рассчитан на 2 тысячи пассажиров и 460 легковых машин. Судовая команда в роковом рейсе состояла полностью из эстонцев, а пассажирами в большинстве своем были пожилые шведы. Международная комиссия по расследованию обстоятельств гибели «Эстонии» пришла к выводу, что причиной катастрофы явились конструктивные недостатки носового люка, слишком большая скорость судна и сильный шторм. В 1995 году Швеция, Финляндия и Эстония подписали соглашение об объявлении корпуса парома «Эстония» братской могилой без права обследования и ведения там каких-либо работ. К соглашению также присоединились Дания, Великобритания, Россия и Латвия. Существует и другая версия гибели парома. В 1999 году комиссия экспертов, работавшая по заказу немецкой верфи «Майер-верф», где была построена «Эстония», сделала заключение о том, что причиной катастрофы стало использование взрывных устройств. Как заявил председатель группы экспертов В.Хюммель, паром был взорван по предположениям экспертов российскими спецслужбами, чтобы предотвратить контрабандный вывоз на Запад некоего сверхсекретного оружия, украденного во время вывода российских войск с военных баз в Эстонии. Международная комиссия эту версию опровергла.
Календарь событий