МЯУ. Мир Ярких Улыбок.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » МЯУ. Мир Ярких Улыбок. » По секрету всему свету. » По секрету всему свету-3


По секрету всему свету-3

Сообщений 251 страница 260 из 560

251

Мы теряем силы, когда:

• говорим «да», в то время как хотелось сказать «нет»,
• улыбаемся, вместо того, чтобы заплакать,
• не отдыхаем,
• уговариваем себя потерпеть еще немного, вместо того, чтобы понять «Ради какой светлой цели я сейчас это терплю?»
• обижаемся, вместо того, чтобы попросить человека о том, что нам нужно,
• занимаемся не своим делом,
• человек неинтересен, а мы по каким-то придуманным причинам продолжаем с ним общаться,
• люди рядом с нами большую часть времени говорят о негативе,
• говорим много о политике, тарифах ЖКХ, пробках на дорогах, и т.д.
• сплетничаем,
• много и эмоционально рассказываем о том, как живут другие,
• работаем на неинтересной, надоевшей работе,
• боимся,
• ждем, что кто-то придет (Дед Мороз, принц, олигарх Леопольд) и жизнь изменится,
• ругаем себя, считаем себя недостойными, неумелыми, неудачливыми,

Мы набираем силу когда:

• Знакомимся с новыми людьми,
• Получаем новые знания,
• Путешествуем,
• Преодолеваем свои страхи,
• Пробуем что-то новое,
• Гуляем (не путайте с «бежим на работу» или идем в магазин, а именно гуляем без всякой определенной цели),
• Занимаемся творчеством,
• Общаемся с приятными людьми,
• Общаемся с людьми, которые нас поддерживают и верят в нас,
• Занимаемся своим телом (подойдут любые телесные практики, баня, бассейн),
• Освобождаем физическое пространство (вспомните, как по-другому вы себя чувствуете в отремонтированной комнате),
• Освобождаем эмоциональное пространство (вспомните, как вы по-другому себя чувствуете, когда удалось простить и проститься с человеком),
• Говорим «нет», когда хочется сказать «нет» и говорим «да», когда хочется сказать «да»,
• Начинаем делать то, что нам хочется.

Выбирать Вам!

252

5 Мощнейших упражнений для развития дикции

Используя труднопроизносимые звукосочетания, слова и фразы можно значительно улучшить дикцию.

1. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:
Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

2. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

3. Потренируйтесь в произношении долгих согласных:

А) К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть;
Б) Верх — вверх, ведение — введение, толкнуть — оттолкнуть, держать — поддержать, тащить — оттащить, водный — вводный, сорить — ссорить.

4. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания:

А) Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
Б) Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
В) Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

5. Произнесите фразы, состоящие из одних ударных слогов, сначала медленно, затем быстро:

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь.

253

Языческие корни хэллоуина
http://sa.uploads.ru/t/SCt3v.jpg
Дата Хэллоуина в 2014 году - 31 октября, а это означает, что уже совсем скоро наступит самый мрачный праздник года с тыквенным привкусом. Праздник свободы, разгула нечистой силы, веры в духов. Этим праздником мы встречаем зиму.
В ночь на первое ноября на несколько часов приоткрывается дверь в потусторонний мир, и всевозможная нечисть — вампиры, оборотни, демоны, злые духи — наводняет землю. Важно не только умилостивить их за пышным столом, но и после отпугнуть с помощью выдолбленной тыквы со свечкой.
Хэллоуин (halloween) — один из древнейших праздников в мире. В нем переплелись кельтская традиция чествования злых духов и христианская — поклонения всем святым. История праздника Хэллоуин насчитывает тысячелетия, здесь и кельтский фестиваль Самайн, и римский День Помоны, и христианский День всех святых.

+

Столетия назад земли современной Великобритании и северной Франции населяли кельтские племена. Они были язычниками и как верховное божество почитали бога Солнца. Кельты делили год на две части — зимнюю и летнюю. Зимой бог Солнца находился в плену у Самайна — властелина мертвых и князя тьмы.
Праздник Самайна. который отмечался 1 ноября, — это время, когда начинается зима. В это время лето сменяется зимой, день — ночью, жизнь — смертью. Все барьеры между материальным и сверхъестественным мирами устраняются, и ворота между ними открываются на одну ночь. Все нереализованные надежды и планы умерших вновь возвращались на землю, а их души спускались к родному очагу.
Души умерших могли принимать разные обличья, злые вселялись в животных, а самые опасные — в котов. Чтобы не стать добычей мертвых, люди гасили очаги в домах и наряжались как можно страшнее, надеясь распугать привидения, переползшие открытую границу. Духам выставляли угощение на улицу, чтобы они удовлетворились этим и не ломились в дом. В эту ночь делались предсказания, приносились в жертву животные, а потом каждый брал в свой дом язычок священного пламени, чтобы зажечь зимний очаг.
Друиды — кельтские жрецы — собирались в дубовых рощах на вершинах холмов, зажигали костры и приносили злым духам жертвы, чтобы умилостивить их. А по утрам друиды дарили людям угли от костров, чтобы те разжигали очаги своих домов. Огонь друидов согревал дома в течение долгой зимы и охранял дом от нечистой силы.

Ночью девушки гадали. Бросали два каштана в костер друидов. Если плоды будут сгорать рядом, то девушка будет жить в ладу и согласии с милым, если раскатятся в разные стороны — разойдутся их пути в разные стороны. Увидеть своего будущего мужа девушка могла, сев перед зеркалом в полночь с яблоком в руке.

У древних кельтов имелся еще один праздник, связанный с Хэллоуином, — Луна Охотника, последнее полнолуние перед Самайном. Считается, что это время наивысшего психического подъема, и в это время грань между мирами становится настолько тонкой, что многие сущности проходят через нее.

254

Проверьте свою аптечку! СПИСОК ЛЕКАРСТВ, КОТОРЫЕ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОД РУКОЙ!

Не забывайте читать инструкции перед применением, а ещё лучше – консультироваться с врачом!

✔ При температуре: нурофен + много воды. Если ноги и руки холодные – добавить папаверин или но-шпа.
✔ Для обработки ран: перекись водорода или мирамистин, бактерицидный пластырь, бинт.
✔ От боли: нурофен или пенталгин
✔ При поносе: без температуры – смекта, энтерол или бактисуптил; с температурой – активированный уголь, энтерофурил, регидрон, КИП, затем смекта или бактисуптил + щадящая диета на 5-7 дней.
✔ При гриппе и ОРВИ: циклоферон (принимать сразу при первых признаках заболевания), витамин С, фервекс, горчичники.
✔ При кашле: с мокротой – амбробене или элексир бронхикум; без мокроты – либексин, сироп сенекод.
✔ При болях в ушах, отите: отинум или отипакс.
✔ При проблемах с глазами (усталость, повреждение, краснота, коньюктивит): корнорегель.
✔ От боли в горле: спрей тантум верде или каметон .
✔ При аллергии: зиртек, фенистил (капли).
✔ При болях в сердце: валидол.
✔ При вздутии и тяжести в животе: фестал.
✔ От синяков и ушибов: мазь бодяга.
✔ При растяжении мышц : вальторен гель, випросал.

255

Тренинг личностного роста может пойти не впрок.
http://sa.uploads.ru/t/aFcqR.jpg
В Санкт-Петербурге домохозяйка бросилась под поезд после тренинга личностного роста. Она была участницей так называемой программы "Международного содружества креативного коучинга". Работал с ней квалифицированный психолог, специалист по профилактике суицидов. Но почему-то он не справился с подопечной, отдавшей немало денег за курсы. Какие методики используют в весьма популярных сейчас психологических тренингах, если после них люди уходят в подполье, ссорятся с семьями, бросают детей или сводят счёты с жизнью? С подробностями - корреспондент радио "Вести ФМ" Марина Костюкевич.
"Я не знаю, как мне жить. У меня в голове каша". Это последняя запись в дневнике Оксаны Дмитровской. Вечером она взяла двухлетнего сына за руку и повела в сторону железной дороги. Муж, давно подозревавший неладное, бросился за ними и успел схватить ребёнка. А Оксана перелезла через ограждения и как одержимая бросилась под электричку. Смерть была мгновенной. На глазах у сына и мужа.

+

Изменил некогда счастливую женщину тренинг личностного роста "Выбор". Туда она стала ходить, чтобы повысить самооценку и открыть сначала в себе новые грани, а потом... и своё дело. Тратила деньги, время, здоровье. Работал с ней профессиональный психолог, специалист по суицидам Виктор Маркелов. Работал плотно. Друзья считают, что даже излишне. Требовал от Оксаны то стать королевой, то проституткой. Не исключено, что в роковой вечер она пыталась перевоплотиться в Анну Каренину. Сейчас причину случившегося устанавливают следователи. Но ясно, что психика её не была готова к таким нагрузкам, считает клинический психолог Мария Киселёва:

"Многие тренинги затрагивают не просто поверхностные слои психики, а затрагивают глубинные слои, вводя людей в прямом психиатрическом смысле в психоз".

Историй о том, как после тренингов личностного роста люди бросали семьи, уходили в секты, продавали имущество, попадали в психиатрические клиники, немало.

Другая участница тренингов, Анна из Кирова - на пороге развала семьи. По словам мужа, который пытается её вернуть, она уходит на тренинг в 6:30 утра и приходит заполночь. Где была и что делала - не рассказывает. Запрещено. Беспрестанно звонит так называемому капитану и отчитывается о своих планах. Для повышения командного духа вместе с сокурсниками то моет памятник, то подметает привокзальную площадь. С мужем практические не общается, зато в его одежде появилась кукла вуду.

К подобному финалу, хотя в тренингах это считается стартом в новой жизни, приходят многие из адептов. На тренинги попадают чаще всего неуверенные в себе, нереализовавшиеся люди, а иногда и попросту бездельники, желающие изменить жизнь: стать успешнее, богаче, статуснее. Причём особо ничего не вкладывая. Им обещают всего за несколько месяцев и десятков тысяч рублей научить создать своё дело, стать успешным и знаменитым. Эксплуатируются самые низменные человеческие слабости, например, жадность, алчность, говорит психолог Игорь Нежданов:

"Всё происходит на фоне актуализации неудовлетворённости своим текущим социальным статусом. Человека убеждают в том, что он неудачник в данный момент. Показывают примеры успешного подхода к жизни: вот он купил Mercedes, он построил дом. У человека создаётся иллюзия, что он попадет в состав этих успешных людей".

В ответ требуется полное подчинение тренерам, своевременная оплата и привод в центр как минимум двоих знакомых. Многие в этом усматривают секту или финансовую пирамиду.

Благодаря заявлениям родственников попавших на тренинги людей, правоохранительные органы проводят проверки самых массовых тренинг-центров. Так, по заключению экспертов, изучавших центры "Флагман" и "Источник успеха", в ходе занятий происходит целенаправленное деструктивное воздействие на человека. Тотальный контроль поведения, информации, эмоций, наблюдается снижение критического мышления, подмена ценностей, угнетение личности. Друзья заменяются на членов команды, родители - на гуру из тренингов, а семью вытесняют любовью среди участников. Чувство единой семьи искусственно создаётся постоянными объятиями и поцелуями в группе.

Тех же, кто находит в себе силы выйти из порочного круга, тут же предают обструкции. Людей изначально приучают к мысли, что оправданных причин для ухода нет. Ушедших считают слабыми, недисциплинированными и безответственными.

Надо сказать, что есть люди, которые после посещения тренингов действительно стали увереннее в себе, а их дела пошли в гору. Правда, сами они говорят, что курсы лишь помогли им понять одно: если мне промывают мозги, значит, они у меня есть. Просто их надо включить.
М. Костюкевич

256

Чрезмерная опека: в чем опасность?
http://sa.uploads.ru/t/g0xny.jpg
Современные дети, с одной стороны, с каждым годом развиваются все быстрее, а с другой – во многом беспомощны и не приспособлены к жизни.
Многие родители младших школьников на консультациях в детском психологическом центре задают мне один и тот же вопрос: «Почему я в первом классе (далее идут варианты – сам готовил себе завтрак, сам делал уроки, сам следил за своими вещами, разбирался с конфликтами в школе, ходил в магазин за хлебом, сидел дома и никого не дергал), а вот они (мой сын, дочь, дети) не могут тарелку за собой убрать, не говоря о том, чтобы яичницу пожарить, уроки самостоятельно сделать, вещи грязные в ванную отнести, постель убрать, портфель собрать, физкультурную форму не забыть, дневник заполнить»?

+

Одна из причин заключается в том, что в больших городах стало небезопасно отпускать детей одних в школу, во двор, в магазин. Но это не объясняет, почему дети так беспомощны и в делах домашних.

Другая причина – от детей стали требовать так много в учебе, школьная программа настолько усложнилась, что если поручать ребенку еще и бытовые задания, то он просто не выдержит. Конечно, можно отдать ребенка в школу попроще, не загружать дополнительными занятиями, не учить иностранным языкам, а вместо этого научить готовить омлет и самостоятельно одеваться. Но кто из родителей на такое пойдет?

Третья причина – бытовые навыки самостоятельности перестали считаться общественной ценностью. Окружающие люди (учителя, другие родители и вообще взрослые) одобрительно относятся к тому, что ребенок хорошо учится, ходит во многие кружки и секции, принимает участие в конкурсах и читает книги по вечерам. Но они совершенно не обращают внимания на то, может ли ребенок самостоятельно собрать вещи в спортивную секцию, а вечером разобрать их снова (грязное – отдельно, чистое – отдельно), может ли приготовить или, хотя бы, разогреть элементарную еду, когда голоден. За сбор портфеля или уборку кровати не ставят отметок и не хвалят в школе. Взрослые никогда не спрашивают у знакомых детей, моют ли они за собой посуду, а спрашивают, как они учатся и чем занимаются дополнительно. Все похвалят ребенка, если он в выходной день сходит в секцию или кружок, и совершенно не обратят внимания, если он, например, уберет свою комнату и вытрет пыль.

Иначе говоря, результат учебы очень важен, уроки должны быть сделаны, спортивную секцию надо посетить, школьный проект выполнить к сроку, в конкурсе принять участие, а каким образом, и кто организует весь процесс – это неважно. Цель, как говорится, оправдывает средства.

Действительно ли мы хотим добиться результата таким путем, или просто подвержены общественному давлению? А может быть, мы настолько устали от работы и стрессов, что  проще сделать что-то самим, чем добиться этого от ребенка?

Когда мы жалуемся на наших детей за то, что они не самостоятельны, прежде всего, следует спросить самих себя, ставим ли мы себе задачу выработать эти навыки у детей, ценим ли мы самостоятельность у соседских детей, считаем ли таких детей примером для подражания?

Часто мамы и бабушки из лучших соображений готовят завтраки, накрывают на стол, убирают за ребенком, собирают ему портфель, потому что хотят, чтобы ребенку жилось лучше, чтобы у него не было тех трудностей, которые выпали на их долю. Но, к сожалению, параллельно происходит процесс выработки у ребенка потребительского отношения к родственникам. Если за тебя проверят, собрал ли ты портфель и сделал ли уроки, зачем учиться делать это самому?

Конечно, все мы переживаем за наших детей и хотим, чтобы у них все было хорошо – и в школе, и в жизни. Но, может быть, одной из составляющих этого успеха является уважение к родителям и навыки самостоятельного обеспечения некоторых потребностей собственной жизни?
Е. Каширская

257

http://sa.uploads.ru/t/YzugZ.jpg
- Первый - мальчик, ладно! Второй - мальчик. Хотели девочку, но что ж делать... Третья беременность... Очень хотели девочку. Снова мальчик... (((
- Не расстраивайся! Они потом тебе много разных девочек будут приводить показывать - выберешь себе )))

258

Как привить хорошие привычки малышу с помощью стишков?
http://sa.uploads.ru/t/rlCc7.jpg
Дети редко учатся простыми "надо" и "ты должен". Запомнят, по не взлюбят на всю жизнь. Дети учатся в игре. Стишками. Вот их мы вам и предлагаем для того, чтобы научить кроху умываться, чистить зубки, не плакать, кушать, одеваться.
ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ:
Читайте его наизусть, с эмоциями, сохраняйте зрительный контакт с ребенком.

+

Культурно-гигиенические навыки

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтоб глазоньки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Знаем, знаем, да-да-да,
Где тут прячется вода.
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-не-множ-ку -
Нет, не понемножку -
Посмелей
Будет умываться веселей!
***
Каша
Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну ли!
Не ворчите вы, кастрюли,
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите.
Кашу сладкую варите
Наших деток накормите.
(И.Токмакова)
***
У котенка в чашке
Было много кашки.
Две тетери прилетели,
Две тетери кашу съели.
И кричат они котенку:
- Ротозей ты, ротозей!
Если дали тебе кашу
Надо съесть ее скорей!
***
Стоит корабль-ложка
В картофельном порту.
Поплыл корабль-ложка
С картошкой на борту.
Плывёт, плывёт кораблик,
Качаясь по волнам.
Плывёт, плывёт кораблик,
А . (имя ребёнка) его - ам!
***
Взяли в рот бутерброд
И котлету, и компот.
А того, что есть нельзя
Не берите в рот, друзья.
***
Катя в яслях
Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять.
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.
Одели на ножки
Красные сапожки.
(З.Александрова)
***
Про мокрые штанишки
И девчонки, и мальчишки
Часто писают в штанишки.
Мамы негодуют,
А детишки дуют.
На глазах у всей страны
Гордо писают в штаны.
Но когда большими станут
Они писать перестанут.
(Э.Успенский)
***
Ветер на терраске,
Холодно в коляске.
На Андрейке - телогрейки,
Кофты, рукавицы.
Полосатый шарф Андрейке
Принесли сестрицы.
В рукавичках маленьких
Спрятаны ладошки
Помоги на валенки
Мне надеть калошки.
***
Баю, баюшки, баю,
Тебе песенку спою
Про заморский край,
Если будешь спать.
Расскажу я сказочку
Про звёздочку-алмазочку,
Улиточку рогатую,
Про белочку хвостатую.
***
Спать пора
Наступает ночка. Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка. Спи дочурка сладко!
(П.Воронько)
***
Ночь пришла, темноту привела;
Задремал петушок, запел сверчок.
Уж поздно, сынок,
Ложись на бочок.
Баю-бай, засыпай.
Культура деятельности
Хозяюшка
Маша стряпает, хлопочет -
Каши есть голыш не хочет!
Только Маша терпелива,
Не ленива, говорлива.
С уговором, не спеша
Накормила голыша.
(В.Донникова)
***
Больная кукла
Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте ей, что нравится
И она поправится.
(В.Берестов)
***
Паровоз
Загудел паровоз
И вагончики повез
Чох-чох, чу-чу!
Далеко я укачу!
(Т.Волгина)
***
Это Оленьке известно:
Что взяла - клади на место.
Культура общения
А по речке Слез
Ходит па-ро-ход,
Вытирает нос,
Только нос - не тот:
Нос у нас был маленький,
Нос у нас был - пуговкой,
А теперь вот - аленький,
Да еще распух вот он!
Ну да это - не беда,
Слезы высохнут - тогда
Будет снова нос как нос,
Просто нос не любит слез!
***
Абри-фини,
Абри-кос!
Едут слезы
Без колес!
Едут, едут,
Катятся!
Капают
На платьице!
Плачут щеки,
Плачет нос:
"Нам не дали
Ааа-бри-кос!"
***
Обновка
Кто купил в горошек ситцу?
Папа - вот кто.
Сшила что за мастерица?
Мама - вот кто.
Кто в обновку нарядится,
Чья дочурка, баловница?
Маша - вот кто.
(С.Капутикян)

259

Сколько вещей следует иметь в вашем гардеробе?
http://sa.uploads.ru/t/Q68ml.jpg
Или как создать идеальный гардероб!
• 4 СВИТЕРА (2 для работы, 2 для выходных дней)
• 7 ФУТБОЛОК (с короткими и длинными рукавами, майки и водолазки)
• 4 ПРЕДМЕТА ВЕРНЕЙ ОДЕЖДЫ: пальто и куртки (1 элегантное пальто, 1 спортивная куртка для улицы, 1 классический тренчкот и 1 жакет для вечера)
• 2 ТОПА для любой юбки или брюк (1 роскошный и 1 в повседневном стиле)
• 4 ПАРЫ БРЮК, 4 ЮБКИ (по 2 предмета для работы и для вечернего выхода и по 2 для неформального времяпровождения)
• 1 КОСТЮМ (на каждое время года, чтобы пиджак и брюки вы также могли носить по отдельности)
• 5 ПЛАТЬЕВ (2 дневных платья, 1 короткое платье для коктейля, 1 длинное вечернее платье и 1 сногсшибательное платье для особых случаев)
• 4 ПАРЫ ДЖИНСОВ (1 джинсы прямого покроя, чтобы выглядеть строго и аккуратно, 1 мешковатые джинсы для отдыха, 1 джинсы длиной до щиколотки, чтобы носить с обувью без каблука, 1 джинсы подлиннее, чтобы одевать с туфлями на каблуке).

260

Почему померкла слава целины?
http://sa.uploads.ru/t/CjIK3.jpg
Плакат, фото А. Пастухов, личный архив
  Если ехать с юга Башкирии в Оренбургскую область, то невольно замечаешь, какие большие целинные хозяйства находились здесь, о чем говорят уцелевшие дорожные щиты и указатели. Но тут и там из-под снега торчит на полях бурьян. Проще говоря, это не степь в природном своем виде, а брошенные, ставшие малоплодородными земли, заросшие сами по себе чем попало. Фактически считается, что они переведены в остепненное состояние. Но практически потребуется не одно десятилетие, чтобы почвы тут хоть как-то восстановились. Проблема очень сложная.
Она упирается в хроническую нехватку у аграрников финансов, в слабую заинтересованность государства в том, чтобы помогать сельчанам на перспективу. Продать в России можно уже все. Но земля – она ведь принадлежит не только нынешнему поколению. Она – «золотой фонд» и будущих поколений.

+

Плохо продуманная распашка целинных и залежных земель аукнулась нынче тяжелейшими для решения бедами. Да, в экономическом и социальном плане целина имела некоторые плюсы. Но в экологическом – сплошные минусы. Особенно в части сохранения почвы. Во времена СССР по идеологическим соображениям не была сделана попытка подсчитать убытки от чрезмерной распашки степей. Как аксиома принималось на веру то, что поднятая целина – это благо для государства и общества.

Вторая мировая война принесла огромные потери стране, в том числе и ее почвенному покрову. Почвы на большей части пашни не обрабатывались и уходили в залежи, не удобрялись, заболачивались, истощались, материалы почвенных исследований были утрачены или потеряли свое значение. После окончания войны пришлось почти все делать заново на огромных пространствах сельскохозяйственных угодий. К этим бедам и невзгодам добавились еще и гонения со стороны советских властей на ученых и практиков, не согласных с официальными установками партии в области биологических наук, почвоведения и земледелия.

К концу XX века Россия снова оказалась с состоянием почв на том же низком уровне, что и после войны. Суть проблемы заключалась в том, что эхо целинной эйфории докатилось через десятилетия необходимостью в каждый центнер полученного целинного зерна вкладывать в сопоставимых с западными мерками и пропорциями в два-три раза больше средств! Нигде в мире (разве что в Африке) не производилось столь дорогое зерно столь низкого качества. Получился тупик. Для поддержания прежней урожайности целины нужно было больше дорогих удобрений. Для их покупки у хозяйств выход оставался лишь один – больше продавать зерна. Круг замкнулся. Как же выбираться из этой финансовой ловушки сейчас, если аграрный сектор развалился?

Правительство Российской Федерации не столь давно одобрило проект федеральной программы по сохранению и восстановлению плодородия почв. Проект представил на рассмотрение в оное время бывший министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Как сообщила позже пресс-служба Минсельхоза РФ, программа «Сохранение и восстановление плодородия почв и земель сельскохозяйственного назначения» предполагала реализацию комплекса взаимосвязанных технических, организационных, экологических, технологических и хозяйственных мероприятий. В результате ее осуществления надеялись достигнуть наиболее полного и рационального использования природно-климатического и экономического потенциала страны. По мнению разработчиков программы, повышение продуктивности отечественного сельскохозяйственного производства и его экологизация не только обеспечат население качественным продовольствием, но и улучшат социальную обстановку и жизнь на селе, включая сохранение существующих и создание новых рабочих мест. Но похожие намерения имелись еще со времен Никиты Хрущева.

В докладе Алексея Гордеева было написано буквально следующее: «Сейчас в аграрном секторе 194 миллиона гектаров сельскохозяйственных угодий, в том числе 122 миллиона гектаров пашни. При этом практически две трети пашни и пастбищ, то есть 130 миллионов гектаров нуждаются в защите от эрозии. Значительная часть сельхозугодий – 45 миллионов гектаров – переувлажнены и заболочены».

Цифры сами по себе аховые. Они означают только одно: сложилась ситуация, при которой дальнейшая деградация и выбытие из оборота сельхозугодий может привести к полной стагнации сельскохозяйственного производства.

Чем аукнулась распашка целинных и залежных земель? Закрытием огромных элеваторов в Казахстане, Западной Сибири, на Южном Урале и в регионах Поволжья. Развалом колхозов и совхозов, поскольку собираемого урожая стало катастрофически мало для финансовых нужд. Запустением в селах и деревнях: нет работы – нет смысла держаться за нищий быт. Фермерство по примеру США в России на том же уровне невозможно по целому ряду причин.

Какой же выход? Он пока не найден. Возможно, санкции Запада подтолкнут Россию к пониманию того, что хватит покупать зерно за границей и надо позаботиться о своем аграрном секторе.
А. Пастухов


Вы здесь » МЯУ. Мир Ярких Улыбок. » По секрету всему свету. » По секрету всему свету-3