2 августа 1930 г. 84 года назад в СССР на учениях Московского военного округа был впервые высажен воздушный десант
2 августа 1930 года во время опытно-показательных учений Военно-воздушных сил Московского военного округа на окраине города Воронежа, впервые в СССР, был высажен воздушный боевой десант. Идеи о возможности перемещения воинских подразделений по воздуху появились вместе с зарождением боевой авиации. Но изначально речь шла только о «посадочных десантах» (т.е. бойцов и технику должны были самолетами вывозиться в тыл противника и там выгружать), о применении парашютов для высадки бойцов, тогда никто еще не думал. Парашют рассматривался исключительно как средство спасения пилотов и мало привлекал внимания военных специалистов.
Высадку десанта решено было произвести с самолета «Фарман-Голиаф». В те дни он был единственным самолетом, освоенным для прыжков. Кроме высадки бойцов в план десантной операции включили сброс с самолетов на специальных грузовых парашютах оружия и боеприпасов. Подготовку к десантной операции закончили 31 июля. Добровольцы были разбиты на два отряда, первый возглавил Л.Г. Минов, второй – его друг военный летчик Я.Д. Мошковский (такая разбивка диктовалась грузоподъемностью самолета). 2 августа 1930 года ровно в 9 часов с аэродрома базирования поднялся первый самолет. В качестве места высадки было выбрано поле размером 600 на 800 метров вблизи хутора Клочково, в двух километрах от Воронежа. Первая группа была десантирована с высоты 350 метров, вторая - с 300 м. Стоит отметить, что это был весьма смелый эксперимент, если учесть, что прыгали начинающие парашютисты. Все 12 человек приземлились благополучно.
2 августа 1933 г. 81 год назад завершено строительство Беломорско-Балтийского канала
В 1931 году по инициативе Иосифа Сталина началось строительство Беломорско-Балтийского канала, соединившего Белое море и Онежское озеро. На этом грандиозном строительстве работали около 280 тысяч заключенных. Основными орудиями труда были тачка, кувалда, топор. Наиболее современным механизмом был деревянный журавль для перемещения камней-валунов. Стройка была засекречена, прокладкой канала руководило начальство НКВД СССР. Путем жесточайшей эксплуатации заключенных руководству стройки удалось достичь рекордных темпов прокладки канала. В то время как Панамский канал (длина 80 км) строился 28 лет, Суэцкий канал (длина 160 км) – 10 лет, а Беломорканал длиной 227 километров был пробит в скальных породах за год и девять месяцев. 2 августа 1933 года строительство канала было завершено, а его официальное открытие состоялось через 3 дня - 5 августа. До 1961 года он назвался - Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. Создание мощного транспортного пути, с расположением на нем комплекса сложных гидротехнических сооружений (шлюзов, плотин, водоспусков, дамб и искусственных каналов), обеспечило установление непосредственной водной связи между Балтийским морем и советским Севером и дало возможность немедленно приступить к широкой эксплуатации лесных, минерально-рудных, рыбных и прочих природных богатств этого края. В годы Великой Отечественной войны канал, как стратегически важный объект, был значительно поврежден, также пострадали инфраструктура канала и населенные пункты на его протяжении. Все поврежденные объекты были восстановлены сразу после окончания войны, и вновь канал заработал в июле 1946 года. В последующие годы проводилось еще несколько его реконструкций. Особо значение Беломорканала возросло после ввода в эксплуатацию в 1964 году современного Волго-Балтийского водного пути, что весьма повысило пропускную способность канала и фактический объём грузоперевозок. В 1970-х годах канал стал частью Единой глубоководной системы европейской части РСФСР. Сегодня значение данного водного пути нисколько не уменьшилось. Судоходство по каналу осуществляется не только для перевозки грузов, Беломорско-Балтийский канал является перспективным маршрутом туристических судов.
2 августа 1945 г. 69 лет назад в Потсдаме завершилась конференция «Большой тройки»
2 августа 1945 года в Потсдаме (пригород Берлина) завершилась последняя конференция лидеров «Большой тройки» – руководителей трех крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне (СССР, США и Великобритании): Иосифа Сталина, Гарри Трумэна и Уинстона Черчилля. Открылась Потсдамская (Берлинская) конференция 17 июля 1945 года, и главной ее целью стало определение дальнейших шагов по послевоенному устройству Европы. И за эти 17 дней руководители стран-победительниц приняли важнейшие решения по обустройству поверженной Германии. По решению конференции, восточные границы Германии были перенесены на запад к линии Одер-Нейсе, что сократило её территорию на 25% по сравнению с 1937 годом. Территории к востоку от новой границы состояли из Восточной Пруссии, Силезии, Западной Пруссии и две трети Померании. Это были в основном сельскохозяйственные районы, за исключением Верхней Силезии, которая являлась вторым по величине центром немецкой тяжелой промышленности. В состав Советского Союза вместе со столицей Кенигсбергом, вскоре переименованным в Калининград, вошла одна треть Восточной Пруссии, на территории которой была создана Кенигсбергская (с марта 1946 – Калининградская) область РСФСР. На Потсдамской конференции Сталин подтвердил своё обязательство не позднее трёх месяцев после капитуляции Германии объявить войну Японии. Союзники также подписали Потсдамскую декларацию, потребовавшую от Японии безоговорочной капитуляции. В завершающий день конференции главы делегаций приняли основополагающие решения по урегулированию послевоенных вопросов, одобренных 7 августа 1945 года с определёнными оговорками Францией, не приглашённой на конференцию. Сейчас во дворце Цецилиенхоф, где проходила встреча «Большой тройки», размещены гостиница и ресторан, а также мемориальный музей Потсдамской конференции.
Календарь событий