29 июля 1696 г. 318 лет назад русскими войсками взята турецкая крепость Азов
В конце 1695 года в ходе Русско-турецкой войны (1686–1700) началась подготовка русской армии ко второму Азовскому походу. К весне 1696 года было закончено строительство флота. В апреле 75-тысячное войско под командованием Алексея Шеина двинулось на судах по рекам Воронеж и Дон, а также сушей к Азову. В начале мая отплыла галерная флотилия во главе с Петром I. К началу июня 1696 года русский флот под командованием Франца Лефорта вышел в море и блокировал Азов. Вскоре против устья Дона появился турецкий флот. Однако, потеряв 2 корабля, османы ушли в море. (17) 27 июля, после бомбардировки с суши и моря, настал решающий момент осады города. Запорожские казаки во главе с гетманом Иваном Мазепой и донские казаки под командованием атамана Фрола Минаева начали приступ. После шестичасового сражения казакам удалось захватить наружный крепостной вал. Турки предложили заключить договор о сдаче крепости, так как оправиться после битвы они уже были не в силах. (19) 29 июля 1696 года Азов капитулировал. В договоре о капитуляции было предписано: «Турецкому гарнизону идти с женами и детьми на бударах (речных плоскодонных гребных суднах) до морского устья, пожитков столько взять с собою, сколько кто подымет, а все прочее вместе с военной казной оставить в крепости». Взятие Азова стало первой крупной победой России над Османской империей и началом превращения России в морскую державу. В честь этого события была выпущена медаль с изображением Петра и надписью: «Молниями и водами победитель», а воевода Алексей Шеин первым в России получил чин генералиссимуса.
29 июля 1836 г. 178 лет назад на парижской площади Звезды (ныне Шарля де Голля) была торжественно открыта Триумфальная арка
18 февраля 1806 года французский император Наполеон І подписал указ о возведении в Париже грандиозной Триумфальной арки (высота – 50 м, ширина – 45), которой надлежало возвеличить победы его армии. Первый камень в фундамент сооружения заложили 15 августа следующего года, в день 38-летия императора. К 1815 году, моменту свержения Наполеона, устои арки поднимались на 20 метров. Крах великого императора приостановил работы по ее возведению. Строительство возобновили через 8 лет, и работы были закончены 29 июля 1836 года уже в царствование Луи Филиппа. В декабре 1840 года под сводом арки проследовал траурный кортеж с прахом Наполеона. Автором проекта Триумфальной арки был архитектор Ж.-Ф. Шальгрен (1730–1811), вдохновленный примерами триумфальных арок Древнего Рима, которые воздвигались в память знаменательных событий, в честь знаменитого человека или божества. Однако масштабы парижской арки намного превышают образцы античного мира. Грандиозный пятиметровый фриз украшен рельефными изображениями начала похода наполеоновской армии и ее возвращения. Тридцать щитов аттика на верхнем ярусе, с выгравированными на них названиями великих сражений, напоминают о победах Наполеона в Европе и Африке. Пилоны арки декорированы 12-метровыми барельефами. «Марсельеза» работы Рюда, «Апофеоз Наполеона» Корто обращены на Елисейские поля, «Сопротивление нашествию» и «Апофеоз мира» Этекса – на авеню Великой армии. Под сводами малых арок написаны имена наполеоновских офицеров. Под аркой с 1920 года находится Могила Неизвестного солдата, над которой горит вечный огонь в честь героев-воинов, погибших в Первой Мировой войне. Внутри Триумфальной арки расположен музей ее истории. На крыше есть смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на город.
29 июля 1963 г. 51 год назад состоялся первый полет самолета Ту-134
Реактивный самолёт Ту-134 – один из наиболее удачных проектов в области пассажирского самолетостроения. Он вошел в историю гражданской авиации как самый массовый и популярный советский авиалайнер. По НАТОвской терминологии он получил наименование Crusty – «Дерзкий». Благодаря длинному узкому фюзеляжу и характерному высокому звуку двигателей в среде авиаторов он также назывался «Свисток». Этот самолет, предназначенный для авиалиний малой и средней протяжённости, был спроектирован в начале 1960-х годов в Конструкторском бюро под руководством легендарного Андрея Туполева. Свой первый полет самолёт Ту-134 совершил 29 июля 1963 года. А серийный выпуск лайнера осуществлялся на Харьковском авиационном производственном объединении с 1966 по 1984 годы. Практическая эксплуатация Ту-134 началась в сентябре 1967, а в 1968 году первые образцы таких самолетов были поставлены на экспорт. Ту-134 был первым отечественным пассажирским лайнером, прошедшим официальную международную сертификацию. В ноябре 1968 года он был сертифицирован в Польше на соответствие английским нормам летной годности BCAR. Этот самолет также экспортировался в Чехословакию, ГДР, Болгарию, Венгрию, Югославию, Вьетнам и другие страны. Всего было построено 852 различные модификации самолета Ту-134. На его базе создавались летающие лаборатории для отработки новых образцов авиационной и космической техники. До последнего времени несколько сотен Ту-134 продолжали эксплуатироваться в России и за рубежом. Большой популярностью пользовалась VIP модернизация самолета. Но с 2013 года постепенно все самолёты Ту-134 выводятся из эксплуатации, поскольку устарели морально и физически.
29 июля 1974 г. 40 лет назад в структуре КГБ СССР создана элитная спецгруппа «А» («Альфа»)
29 июля 1974 года по приказу председателя КГБ СССР Юрия Андропова и с одобрения Политбюро ЦК КПСС в структуре Службы охраны дипломатических представительств 7-го Управления КГБ СССР была создана элитная спецгруппа «А», известная впоследствии как группа «Альфа». Она предназначалась для борьбы с терроризмом и другими особо опасными экстремистскими проявлениями: захватом заложников и транспортных средств, режимных объектов и дипломатических представительств как на территории СССР, так и за рубежом. Командиром группы был назначен Герой Советского Союза майор Виталий Бубенин. Вновь созданная структура имела шесть региональных подразделений в городах Минске, Киеве, Краснодаре, Алма-Ате, Свердловске и Хабаровске. Группа кандидатов в спецподразделение формировалась из сотрудников территориальных органов КГБ, имевших стаж оперативной работы не менее трех лет и годных по состоянию здоровья для полетов в космос. Они должны были быть эмоционально уравновешенными, оптимистично настроенными, способными сохранять спокойствие в экстремальных ситуациях, не бояться воды, замкнутого пространства, темноты и огня любой интенсивности. Боевым крещением «Альфы» стал знаменитый штурм дворца афганского диктатора Амина в Кабуле 27 декабря 1979 года. С внешней стороны укрепленное здание обороняло несколько танков. Внутри находились около 300 человек – отборная, хорошо натренированная охрана. И все-таки подразделение «Альфа», численность которого была в десятки раз меньшей, сумела захватить дворец, потеряв лишь двух офицеров. После распада СССР и реорганизации КГБ «Альфа» на несколько лет была передана в подчинение Федеральной службы охраны и получила дополнительные функции по охране высших лиц в государстве. В 1995 году группа антитеррора возвратилась в структуру антитеррористического подразделения ФСБ, и сегодня отряд «Альфа» известен как одно из самых опытных и эффективных силовых подразделений в мире.
Календарь событий