14 июля 1700 г. 314 лет назад подписан Константинопольский мирный договор, ставший итогом Азовских походов Петра I
На протяжении полутора столетий Россия и Турция поддерживали сравнительно мирные отношения. Но в 1696 году русская армия во главе с молодым царем Петром после продолжительной осады взяла штурмом турецкую крепость Азов в низовьях Дона, обретя долгожданный выход в Азовское море. Победа под Азовом дала возможность начать строительство русского флота на верфях Воронежа, а саму бывшую турецкую крепость превратить в первую военно-морскую базу России. Окрыленный победой, Петр во время поездки по Европе в 1697–1698 годах пытался найти союзников для продолжения борьбы. Однако у европейских держав были свои интересы в Средиземноморье и на Балканах.
14 июля 1896 г. 118 лет назад на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде представлен первый русский автомобиль
В 1889 году Евгений Яковлев, в прошлом лейтенант военного флота, основал в Петербурге небольшой заводик и организовал серийное производство керосиновых и газовых двигателей. Двигатели конструкции Яковлева имели по тем временам немало передовых конструктивных особенностей (электрическое зажигание, съемную головку цилиндра, смазку под давлением). В 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго они были отмечены премией. На этой выставке был также представлен один из первых автомобилей серийного производства – немецкий «Бенц» модели «Вело». Он привлек внимание Евгения Яковлева, а также Петра Фрезе, инженера, владельца каретных мастерских в Петербурге. И они решили построить подобную машину. Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания прошел испытания в мае 1896 года, а 14 июля модель была выставлена на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде и совершала там демонстрационные поездки. Машина представляла собой четырехтактный двигатель с одним горизонтальным цилиндром, который размещался в задней части кузова и развивал мощность 1,5-2 л.с. Для охлаждения цилиндра служила вода, а теплообменниками являлись две латунные емкости, размещенные вдоль бортов в задней части машины. Зажигание смеси было электрическим (батарея сухих элементов и патентованная свеча), в то время как на многих двигателях тех лет применялась калильная трубка. Автомобиль имел двухместный кузов, два тормоза, весил около 300 кг и развивал скорость до 20 км/ч. Император Николай II при посещении выставки не удостоил новинку вниманием. Тем не менее, Яковлев и Фрезе настойчиво рекламировали свои изделия и продолжали работу над «самодвижущимися экипажами». Однако после смерти Яковлева его завод перешел в руки другого владельца, который не интересовался автомобилями.
14 июля 1903 г. 111 лет назад состоялся ввод в эксплуатацию Великого Сибирского пути (Транссибирской магистрали)
13 июня 1891 года император Александр III подписал рескрипт о сооружении Великого Сибирского пути близ Владивостока: «Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами природы Сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений». 3 ноября 1901 года произошла смычка рельсов, а 14 июля 1903 года состоялся ввод Великого Сибирского пути в эксплуатацию. Транссиб проходит по территориям 14 областей, трех краев, двух республик, одной автономной области и одного автономного округа РФ, на пути расположено 87 городов. Он пересекает 16 крупных рек: Волгу, Вятку, Каму, Тобол, Иртыш, Обь, Томь, Чулым, Енисей, Оку, Селенгу, Зею, Бурею, Амур, Хор, Уссури, на протяжении 207 километров проходит вдоль озера Байкал и 39 километров – по берегу Амурского залива Японского моря. Фактическая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (Москва-Владивосток) – 9288,2 км. Транссиб проходит по территории двух частей света – Европе (19,1 процента длины) и Азии (80,9 процента). Начальный пункт Транссиба – Ярославский вокзал в Москве, конечный – Владивостокский вокзал во Владивостоке.
14 июля 1941 г. 73 года назад впервые в бою была применена знаменитая «Катюша»
В конце июня 1941 года на заводе имени Коминтерна в Воронеже были собраны первые две боевые пусковые установки БМ-13, любовно прозванные советскими солдатами «Катюшами». Известно несколько версий происхождения этого названия. Наиболее вероятная из них связана с заводской маркой «К» завода изготовителя первых боевых машин БМ-13 и с популярной в то время одноименной песней. «Катюша» стала первой созданной в нашей стране мобильной многозарядной реактивной системой залпового огня (РСЗО). А в начале июля 1941 года была сформирована первая Отдельная экспериментальная батарея полевой реактивной артиллерии Красной Армии во главе с капитаном Иваном Флеровым, вооруженная семью этими боевыми установками. И 14 июля 1941 года батарея дала залп по захваченному фашистскими войсками железнодорожному узлу города Орши. Это стало боевым крещением «Катюш». В результате мощного огневого удара одновременно 112 реактивными снарядами были уничтожены вражеские эшелоны, боеприпасы и переправа через реку Оршицу. Так, переправа противника была сорвана и развить успех на этом направлении ему не удалось. Первый опыт применения нового ракетного оружия показал его высокую боевую эффективность, что и стало одной из причин быстрейшего его ввода в строй и оснащения им Сухопутных войск Красной Армии. Батарея же Флерова продолжила успешно воевать - она участвовала в боях под Рудней, Смоленском, Ельней, Рославлем и Спас-Деменском. В начале октября 1941 года при движении к линии фронта из тыла батарея попала в засаду врага под деревней Богатырь (Смоленская область). Расстреляв весь боезапас и взорвав боевые машины, большинство бойцов и их командир Иван Флеров погибли. За героизм Флеров был посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, а в честь подвига батареи сооружены памятник в городе Орше и обелиск у города Рудня. В августе–сентябре 1941 года на фронт были отправлены уже 324 боевые машины БМ-13 и БМ-8. В боях за Берлин участвовало 219 дивизионов «Катюш». С осени 1941 года этим частям при формировании было присвоено звание гвардейских.
14 июля 1909 г. 105 лет назад сстоялось официальное открытие «Кавказской Ривьеры»
Родоначальницей многочисленных санаториев, действующих в сегодняшнем Сочи, можно считать «Кавказскую Ривьеру». Так называлось — и, забегая вперед, скажем, что называется и по сей день, — курортное заведение, открывшееся летом 1909 года. Инициатива его создания принадлежала министру земледелия и государственных имуществ Алексею Ермолову, а реализовать ее взялся московский коммерсант Антон Тарнопольский. Министерство выделило на берегу Черного моря хорошую местность. Под будущую здравницу отдали участок земли поблизости от тогда еще посада Сочи, на Хлудовской стороне, где ранее были обнаружены минеральные источники. Летом 1906 года здесь началось строительство. На побережье возвели две четырехэтажные гостиницы, театр, ресторан и кафе. Здания были оснащены канализацией и электрическим освещением. На территории курорта создали собственный водопад. Курорт получил название «Кавказская Ривьера» — в честь Ривьеры (это слово переводится с французского как «красивое взморье») европейской, расположенной на побережье Средиземного моря. Спустя всего год стало понятно, что двух гостиниц не хватает, чтобы удовлетворить спрос. Поэтому к комплексу добавили еще один трехэтажный корпус, а заодно и водолечебницу с ваннами, купальнями и медицинским оборудованием. Но и этого оказалось мало. Уже в 1912 году началось строительство еще одной гостиницы. В общей сложности в четырех гостиницах «Кавказской Ривьеры» было 250 номеров.В 1914 году «Кавказская Ривьера» стала акционерным обществом. Акции приобрели более 600 человек, каждый из которых получил право пользоваться услугами здравницы. Частные вложения позволили курорту развиваться дальше. После революции 1917 года на базе «Кавказской Ривьеры» открылся один из первых в Сочи санаториев. Название при этом сохранилось прежнее. С тех пор количество санаториев в прибрежном городе постоянно увеличивалось, поскольку желающих отдохнуть на берегу теплого моря, не выезжая при этом из страны, с годами только росло. Продолжает действовать родоначальница санаторно-курортного направления. После реконструкции, начавшейся в ноябре 2009 года, «Кавказская Ривьера» вновь принимает гостей.
Календарь событий