4 июля 1900 г. 114 лет назад из Кронштадта на поиски мифической Земли Санникова вышла экспедиция Эдуарда Толля
4 июля 1900 года из Кронштадта на поиски мифической Земли Санникова вышла шхуна «Заря» академической Русской полярной экспедиции под началом известного исследователя Арктики барона Эдуарда Васильевича Толля (1858–1902). Впервые о загадочном острове сообщил в 1811 году добывавший песца на северных берегах Новосибирских островов зверопромышленник Яков Санников, опытный полярный путешественник, ранее открывший острова Столбовой и Фаддеевский. Он высказал мнение о существовании «обширной земли» к северу от острова Котельного. По словам охотника, над морем поднимались «высокие каменные горы». Другим свидетельством в пользу существования обширных земель на севере стали многочисленные наблюдения за перелетными птицами, весной улетающими дальше на север, а осенью возвращающимися с потомством. Поскольку птицы не могли обитать в ледяной пустыне, то высказывались предположения, что расположенная на севере земля Санникова богата и плодородна, и птицы летят именно туда. Именно на ее поиски были нацелены арктические экспедиции барона Толля (1858–1902), убеждённого в существовании Арктиды – северного полярного континента. 13 августа Толль увидел контуры четырёх столовых гор, которые на востоке соединялись с низменной землей. «Таким образом, сообщение Санникова подтвердилось полностью, – писал полярник в своем дневнике. – Мы вправе, следовательно, нанести в соответствующем месте на карту пунктирную линию и написать на ней: "Земля Санникова"...». Однако в 1938 году советские летчики доказали, что Земли Санникова не существует. По мнению исследователей, она, как и многие арктические острова, была сложена не из скал, а из вечной мерзлоты, поверх которой был нанесён слой грунта. В конце 19 или начале 20 века лёд растаял, и Земля Санникова исчезла, подобно островам Васильевскому и Семеновскому, сложенным ископаемым льдом.
4 июля 1957 г. 57 лет назад состоялся первый полет пассажирского самолета «Ил-18»
Самолет Ил-18 – четырехмоторный турбовинтовой лайнер для авиалиний средней протяженности, созданный под непосредственным руководством С.В. Ильюшина. Это самолет стал самым массовым в своем классе первого поколения пассажирских лайнеров с газотурбинными двигателями, воплотив в себе все основные черты современного пассажирского самолета, и к тому же самым рентабельным. История Ил-18 началась в середине 1950-х годов, когда стало ясно, что самолеты с поршневыми двигателями уже не удовлетворяют бурному росту авиаперевозок, и требуются более вместительные и скоростные самолеты. К тому же появились и технические предпосылки для создания таковых – были созданы и освоены принципиально новые газотурбинные двигатели (ГТД). Первым советским пассажирским самолетом с ГТД стал Ту-104 в 1956 году, но он был переделан из бомбардировщика Ту-16, и его экономичность была на низком уровне, что не удовлетворяло требованиям «Аэрофлота». Ильюшин же отстаивал идею создания нового именно специализированного пассажирского самолета, и его разработка началась в ОКБ в 1954 году. А в августе 1956 года эскизный проект пассажирского Ил-18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями был утвержден конструктором, и вскоре началась его постройка. Первый полет опытного самолета Ил-18, который был рассчитан на 75 мест или 12 т коммерческого груза, состоялся 4 июля 1957 года – с Центрального аэродрома им. М.В. Фрунзе на летную базу в город Жуковский. Кстати, другой турбовинтовой пассажирский «первенец», Ту-144, совершил свой первый полет на полгода позже. За создание Ил-18 Ильюшину и его группе конструкторов в 1960 году была присуждена Ленинская премия.
4 июля 2007 г. 7 лет назад город Сочи был выбран столицей зимней Олимпиады–2014
В 2014 году Россия впервые принимала участников и гостей зимней Олимпиады. В Сочи — городе, расположенном в Краснодарском крае, на берегу Черного моря, — с 7 по 23 февраля 2014 года проходили XXII зимние Олимпийские игры и XI зимние Паралимпийские игры. О том, что Сочи станет местом проведения Олимпиады–2014, весь мир узнал 4 июля 2007 года (по московскому времени это было уже раннее утро 5 июля). Судьбоносное решение было принято на 119-й сессии Международного олимпийского комитета в Гватемале. Тогда на звание столицы зимней Олимпиады–2014 претендовали сразу три города — Сочи, Зальцбург и Пхенчхан (первоначально их было семь, но четыре «отсеялись» еще в июне 2006 года). На презентации, которая предваряла голосование, Сочи представляли такие звезды российского спорта, как Светлана Журова, Евгений Плющенко, Михаил Терентьев, Александр Попов, Вячеслав Фетисов и Шамиль Тарпищев. Само голосование было закрытым, в нем принимали участие 102 члена МОК, исключая президента Жака Рогге и представителей стран, города в которых претендовали на почетное звание. Во второй тур прошли российский Сочи и южнокорейский Пхенчхан. В финале, результатов которого представители всех стран ждали затаив дыхание, победу одержал Сочи. Подготовка к зимней Олимпиаде 2014 года - к этому масштабному событию мирового уровня - началась уже тогда – в 2007-м. Для ее проведения было построено большое количество спортивных объектов, расположившихся в двух кластерах — прибрежном (Олимпийский парк Сочи) и горном (Красная Поляна). В первом кластере сосредоточены все ледовые объекты, во втором - современные горнолыжные трассы. Символами Олимпиады–2014 стали Леопард, Белый медведь и Зайка, а талисманами Паралимпийских игр — Лучик и Снежинка. Напомним, что изначально в качестве олимпийского символа — 2014 года рассматривался дельфин на лыжах.
Календарь событий