21 мая 1502 г. 512 лет назад испанский мореплаватель Жуан да Нова открыл остров Святой Елены
Этот остров в Южной Атлантике был открыт да Нова 21 мая 1502 года, в день Святой Елены, отсюда и название острова. Остров Святой Елены – вулканический остров в южной части Атлантического океана, в 1900 км к западу от Южной Африки и площадью 122 кв.км.
Но особенно известен остров Святой Елены, как место ссылки Наполеона Бонапарта в 1815-1821 годах, когда английское правительство держало здесь его в плену, здесь же он и скончался в 1821 году. Теперь остров принадлежит непосредственно английской короне. По конституции 1967 года остров Святой Елены получил ограниченное самоуправление. Главой органов управления является английский губернатор, который непосредственно руководит деятельностью Законодательного и Исполнительного советов. В состав Законодательного совета помимо губернатора назначаются правительственный секретарь и казначей, а 12 членов совета избираются населением. Исполнительный совет выполняет функции правительства.
21 мая 1731 г. 283 года назад начало основания Тихоокеанского флота
Еще в царствование Анны Иоанновны (1730-1740) в столицу России стали поступать сведения о нападениях японцев, китайцев и маньчжуров на дальневосточные территории Российской империи. Для защиты земель, морских торговых путей и промыслов российские дальневосточники вынуждены были строить корабли и суда, размещая их при военных портах. (10) 21 мая 1731 года был издан Указ Сената об учреждении Охотской военной флотилии и Охотского военного порта – первого постоянно действующего военно-морского подразделения России на Дальнем Востоке, с целью охраны побережий и островов Тихого океана, открытых русскими землепроходцами и мореплавателями. Таким образом, корабли и суда Охотского порта явились начальным звеном в зарождении морских сил России на побережье Тихого океана, которые сыграли решающую роль в обеспечении защиты ее интересов в регионе, и впоследствии превратились в Тихоокеанский флот, прошедший в своем развитии несколько этапов: от парусного до океанского, от пушечного до ракетно-ядерного.
21 мая 1937 г. 77 лет назад начала свою работу первая в мире дрейфующая на льдине научная станция «Северный полюс-1»
Развитие авиации в начале 20 века создало принципиально новые возможности для достижения и изучения Северного полюса. Но настоящее завоевание этого района началось 21 мая 1937 года, когда полярная воздушная экспедиция Академии наук СССР достигла Северного полюса и высадила на дрейфующий лед научную станцию «Северный полюс-1». Хотя официальное открытие станции состоялось 6 июня 1937 года. Перед членами экспедиции стояла задача собрать научные данные по широкому кругу параметров атмосферных явлений, метеорологии, геофизики, гидробиологии. Станцию возглавил Иван Дмитриевич Папанин, ее сотрудниками стали гидролог Петр Петрович Ширшов, геофизик-астроном Евгений Константинович Федоров и радист Эрнст Теодорович Кренкель. Руководил экспедицией Отто Юльевич Шмидт, пилотом флагманского самолета Н-170 был Герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов. За время пребывания на Северном полюсе исследователи сделали множество открытий, и первым из них была глубина воды подо льдом в 4290 метров. Ежедневно в определенные сроки наблюдений отбирали пробы грунта, измеряли глубины и скорость дрейфа, определяли координаты, вели магнитные измерения, гидрологические и метеорологические наблюдения. Вскоре обнаружился дрейф льдины, на которой располагался лагерь исследователей. Начались ее странствования в районе Северного полюса, через 274 дня льдина превратилась в обломок, и было принято решение об эвакуации экспедиции. В марте полярники были доставлены в Ленинград.
Календарь событий