7 апреля 1795 г. 219 лет назад во Франции принят Закон о введении Метрической системы мер
С давних времен люди в разных странах мира использовали каждый свои меры веса и длины. Множественность этих мер вносили путаницу в международные торговые связи и тормозили развитие промышленности. Поэтому было решено придумать единую систему для всех стран. Такая система была разработана во второй половине 18 века Французской академией наук, где единица длина была названа метром, а сама система – метрической. Причем строилась она на основе единственной единицы − метра, а уже с ее помощью определялись все остальные. За единицу площади приняли квадратный метр, за единицу массы – килограмм. По предложению французских учёных в качестве единицы длины метра была принята одна десятимиллионная доля четверти парижского географического меридиана. Это решение было обусловлено стремлением, положить в основу новой системы мер легко воспроизводимую «естественную» единицу длины. 7 апреля 1795 года Национальным Конвентом Франции был принят Закон о введении Метрической системы мер, который в том числе определил и единицы длины — метр и массы — килограмм. Позднее были изготовлены платиновые прототипы метра и килограмма. В 1799 году оба прототипа были утверждены и переданы на хранение в Национальный архив Франции.
7 апреля 1805 г. 209 лет назад в Вене состоялась премьера Третьей симфонии Людвига ван Бетховена
7 апреля 1805 года в Вене состоялась премьера Третьей симфонии Людвига ван Бетховена. Дирижировал сам автор симфонии. По мнению критиков, Третья, Героическая, симфония служит неопровержимым доказательством зрелости Бетховена-композитора. Созвучная освободительному духу Великой французской революции, симфония первоначально была посвящена автором Наполеону, но, когда тот провозгласил себя пожизненным властителем Франции, Бетховен снял свое посвящение. Однажды Дмитрий Кабалевский начал лекцию о Л.Бетховене таким случаем: «...незадолго до Первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанического парохода «Титаник», предназначенного для регулярных пассажирских рейсов между Европой и Америкой. В открытом море «Титаник» наскочил на плавающую ледяную гору - айсберг... В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил находившихся на пароходе... И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в том же порядке, как всегда сидели в концертах, и заиграли... Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чьё творчество были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы, обрушивавшихся на него с первых до последних дней его жизни, борьбой с горем, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость... Смертельно раненый «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей обречённые вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия, от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на тонущем корабле. Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии. Какой могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в такую трагическую минуту жизни, помочь им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство...».
7 апреля 1826 г. 188 лет назад в Мюнхене было заложено здание пинакотеки
7 апреля 1826 года, в день рождения великого Рафаэля, по проекту известного архитектора Лео фон Кленце и по приказу только что взошедшего на престол короля Людвига I Баварского, в Мюнхене было заложено здание пинакотеки. В Древней Греции пинакотекой именовали помещение для хранения картин — то есть картинную галерею. В «Старой пинакотеке», это название она получила, когда напротив выросла «Новая», поместили обширную коллекцию Виттельсбахов. Ее основа была заложена герцогом Вильгельмом IV еще в 1528 году. Здесь не были представлены ни графика, ни скульптура, ни прикладное искусство, в отличие от большинства известных художественных сегодняшних музеев, — а только живопись. В 1945 году, после окончания Второй мировой войны, галерея лежала в руинах, но картины, спрятанные нацистами в подземные убежища, от бомбежек не пострадали. Здание было полностью воссоздано в 1957 году и, по традиции, так и продолжает называться «Старой пинакотекой». Сегодня в Старой пинакотеке Мюнхена представлены произведения художников, трудившихся в период времени от Средних веков до середины 18 столетия.
7 апреля 1827 г. 187 лет назад английский фармацевт Джон Уокер продал адвокату Никсону первые спички
На первый взгляд, нет ничего проще коробка спичек. Но в действительности история создания спички довольно интересна. Считается, что прототипами спичек являются сухие ветки. С помощью них древние люди разводили огонь. Позднее их место заняли природные минералы, способные давать искру. Уже потом были огниво и кремень. И только лишь китайцы уже в 570 году нашей эры стали пропитывать палочки для трения серой. Очень важную роль в рождении спички сыграло открытие белого фосфора, которое было сделано отставным солдатом из Гамбурга Хеннингом Брандом в 1669 году. Он изучил труды известных алхимиков того времени в намерении получить золото. Однако в результате опытов случайно получился некий светлый порошок, обладающий удивительным свойством светиться. Бранд назвал его «фосфор», что в переводе с греческого означает «светоносный». Английский фармацевт Джон Уокер придумал свое изобретение, как это часто бывает, совершенно случайно. В 1826 году он, поскольку являлся фармацевтом, смешивал химикаты с помощью палки. На конце этой палки образовалась засохшая капля. Чтобы убрать ее, он чиркнул палкой по полу. Вспыхнул огонь! Он стал экспериментировать, и 7 апреля 1827 года состоялась первая коммерческая сделка: Уокер продал адвокату Никсону первые спички. Однако Уокер, демонстрировавший свое открытие всем подряд, так и не удосужился его запатентовать. А вот парень по имени Сэмьюэл Джонс, который как-то присутствовал при такой демонстрации, осознал рыночную стоимость изобретения. Он назвал спички «люциферчики» и стал продавать их тоннами, несмотря на то, что с «люциферчиками» были связаны некоторые проблемы – они плохо пахли и при возгорании рассыпали вокруг тучи искр. В 1847 году венский химик Шретер сделал открытие, сделавшее спички «безопасными». Шретер получил «красный» фосфор, который не был ядовит. И уже на следующий год в состав головок спичек входили сера, бертолетова соль, перекись марганца и клей. А выпуск «люциферчиков» постепенно прекратился. В 1910 году американская компания Diamond Match первой получила патент на безопасные для здоровья спички. Важность этого изобретения была столь велика, что президент США Уильям Тафт публично обратился к владельцам патента и попросил их отказаться от авторских прав. Компания согласилась и 28 января 1911 года отказалась от всех прав на свое изобретение. Потому сегодня спички принадлежат фактически всем. В Россию спички попали в 30-х годах 19 века. Несколько позже появились и первые спичечные коробки, сначала они были деревянные, а затем жестяные. Уже тогда на коробки клеили этикетки. Этикетка несла в себе не только информацию, но украшала спички. Это привело к появлению целой ветви коллекционирования – филумении.
Календарь событий
Отредактировано Marchik (06-04-2014 21:51:45)