25 февраля 1959-го года родился человек, без которого современное российское кино представить довольно сложно.
Сегодня день рождения у Алексея Октябриновича Балабанова.
Балабанов появился на свет в Свердловске (Екатеринбурге). Он окончил Горьковский педагогический институт, затем отслужил в армии. И только потом устроился на работу ассистента режиссера на Свердловскую киностудию.
В 31 год Алексей Октябринович окончил режиссерское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров. В этом же году он переехал в Санкт-Петербург — с тех пор он живет и работает именно там.
Карьеру Балабанов начал с сотрудничества с Алексеем Германом в 1990-х. Но вообще любительское кино он снимал еще с тех пор, как работал на Свердловской киностудии. Его первый фильм — полудокументальная история «Егор и Настя» — вышла в свет в 1990-м. Это картина о рок-группе «Настя». Помимо ее участников Егора Белкина и Насти Полевой, в картине «засветились» и видные деятели свердловского рок-клуба тех времен — Вячеслав Бутусов, Леонид Порохня и другие.
В 1991-м Балабанов снял свой первый полнометражный художественный фильм «Счастливые дни». В качестве директора картины как раз-таки выступил Алексей Герман. Главную роль же исполнил в будущем «талисман» и «муза» Алексея Октябриновича, будущая звезда многих его лент Виктор Сухоруков.
«Счастливые дни» — драма об одиноком человеке, ищущем жилье в сером, пустынном и неуютном Петербурге. Он бредет по городу в поисках комнаты и встречается с разными людьми, которые всегда называют его разными именами. Его путь пересекается даже с девушкой, которая признается, что ждет от него ребенка.
Балабанов в своем творчестве всерьез увлекся сюрреализмом и авангардом. Следом за «Счастливыми днями» он снял фильм «Замок» по мотивам одноименного произведения Франца Кафки. А в 1995-м режиссера пригласили снять новеллу для киноальманаха «Прибытие поезда». Наряду с Алексеем картиной занимались Владимир Хотиненко, Александр Хван и другие мастера.
После участия в этом проекте Балабанов создал фильм, который сделал его имя известным широкой аудитории. В 1997-м он «выпустил» в кинотеатры легендарного Данилу Багрова — главного героя картины «Брат». Затраты на этот культовый фильм были минимальны — даже свитер, в котором ходил герой Сергея Бодрова-младшего, костюмер купила за 35 рублей в знаменитом питерском секонд-хэнде, что на станции метро «Удельная».
Бодров и Балабанов на съемках «Брата»Через год после «Брата» Балабанов снял фильм, который многие кинокритики до сих пор называют лучшим в его творческой биографии — «Про уродов и людей». Главные роли исполнили Сергей Маковецкий и Виктор Сухоруков. Актеры воплотили в жизнь загадочную историю о владельце фотостудии по имени Иоганн, человеке, который мог докопаться до мерзкой сути вещей, разглядеть в обычных людях и целых семьях самые порочные начала.
Картина произвела настоящий фурор, правда, много наград не получила — разве что «Ники» за лучший фильм и лучшую режиссуру.
После «Про уродов и людей» Балабанов вновь решил от эстетики декаденса перейти к чему-то более реальному и «вернул» зрителям столь полюбившегося Данилу Багрова. На этот раз он «отправил» своего героя не в Петербург, а в Чикаго.
«Брат-2″ собрал огромную кассу, сделал режиссера Балабанова и продюсера Сергея Сельянова «легендами при жизни». Но такое везение сменила настоящая полоса неудач. После второго «Брата» Алексей Октябринович задумал масштабный проект «Река», который так и не был до конца отснят — актриса Туйара Свинобоева, исполнявшая главную роль, погибла в аварии. В этой же аварии серьезно пострадал и сам Балабанов.
Производство «Реки» заморозили, и режиссер приступил к съемкам нового фильма — о первой чеченской кампании «Война». Фильм на крупные кинофестивали не попал, но был номинирован в нескольких категориях на «Золотого орла». А актер-дебютант Алексей Чадов получил приз за лучшую мужскую роль на МКФ в Монреале.
Сергей Бодров-младший и Ингеборга Дапкунайте в картине «Война»После «Войны» Балабанов решился доделать «Реку» — и в 2002-м картина вышла-таки на экраны. Недостающие моменты режиссер заполнил собственными комментариями.
До 2004-го Балабанов работал над фильмом «Американец» с Алексеем Чадовым в главной роли, но проект так и не был окончен.
В 2005-м году Балабанов создал насквозь саркастическую комедию «Жмурки» — получился своего рода «антипамятник» 1990-м и реакция на перемены в социальной жизни уже в 2000-х (в нем, к слову, снимался мэтр российского кино Никита Михалков; он сыграет также эпизодическую роль и в следующей ленте Балабанова).
Герой Никиты Михалкова в «Жмурках»В 2006-м Балабанов, склонный к авангарду, иногда экшну и антибуржуазным высказываниям, неожиданно для всех снял нежную и трогательную мелодраму «Мне не больно». В картине нет ни капли сарказма — даже герой Никиты Михалкова получился не злым, а, скорее, по-доброму карикатурным. Но, судя по всему, «Мне не больно» был затишьем перед уничтожающим все на своем пути (психику слабых зрителей — уж точно) «Грузом 200″.
«Мне не больно» — героиня Ренаты Литвиновой
Никита Михалков в «Мне не больно»
«Мне не больно»«Груз 200″ — провокация, потрясшая отечественный кинематограф. А что еще можно сказать о фильме, где одна из самых «мягких» сцен — эпизод, где мимо выгружаемых с самолета цинковых гробов бодрым шагом проходят новобранцы, отправляющиеся на войну? Эта картина официально не рекомендована к показу на российских телеканалах. А от главных ролей в ней после прочтения сценария отказались Евгений Миронов и Сергей Маковецкий, под которых эти роли, собственно, и писались. Маковецкий и вовсе советовал Балабанову отказаться от идеи снимать этот фильм.
«Груз 200″ (в главной женской роли — Агния Кузнецова)Но Алексей Октябринович не просто не отказался, а даже следующий проект снял в том же духе. В 2008-м он выпустил экранизацию произведения Михаила Булгакова «Морфий». В истории уездного доктора немало кровавых, откровенных сцен, но этот фильм получился гораздо менее скандальным — хотя бы из-за того, что сценарий основан на повести классика. В общем, «Морфий» не вызвал столь яростного отклика общественности, был номинирован на несколько премий (например, на «Золотой орел» за монтаж) и широкого зрителя особенно не затронул, оставшись на суд ценителей кино.
Что в планах Балабанова дальше — неизвестно. Возможно, от него стоит ждать еще одной разрывающей сознание картины, а, быть может, он вновь попробует себя в драме; возможно, он опять откроет нам новые лица (как это было с Чадовым и исполнительницей главной женской роли в «Грузе 200″ Агнией Кузнецовой) или воспользуется услугами своей старой гвардии — Маковецкого или Сухорукова. Поживем — увидим.
К слову, было бы здорово, если бы Алексей Октябринович взялся за экранизацию какого-то из произведений другого родившегося 25-го февраля человека — легендарного писателя Энтони Берджесса.
Ссылка