Лазорик - цветок моей души`.
Давно это было. Более ста пятидесяти лет прошло с тех пор, как на берегу своенравного Урупа, на юго-востоке благословенной Кубани, поселились первые казаки. Свои станицы-крепости, стоящие на границе с черкесами, они назвали гордыми именами: Бесстрашная, Передовая, Надёжная, Спокойная, Удобная, Подгорная. Сеяли казаки, пахали, скот разводили, станицы обустраивали, детей рожали да учили их землю свою любить. Но главным их делом была служба военная, защита рубежей государства российского по воле матушки-царицы Екатерины, которую почитали казаки кубанские как мать родную-благодетельницу.
То, о чём хочу рассказать, произошло в большой станице, которая потому что в ней стояли отряды казаков, так и называлась - Отрядная. Это сегодня, по- современному, мы называем её Отрадная. Да и не хуже выходит. Вот уж, действительно, где отрадный уголок. Природа, люди, реки, горные ручьи и водопады – всё располагает к счастливой жизни и любви, к созданию семей и рождению ребятишек. Много историй красивой и счастливой любви хранят эти удивительные места. Одна из них – история любви сына сапожника Лазаря и дочки атамана станичного Зорянки.
Хата сапожника стояла почти в центре станицы, вблизи рыночной площади. Ремесло досталось ему от деда, который ещё там, на Малороссии, крепостным, тачал сапоги богатому помещику, да не угодил, был порот на конюшне и бежал за Дон - на Кубань!
Сапожник Григорий был женат на казачке из бедной семьи, растил двух сыновей да двух дочек. Сам работящий и жену выбрал по себе. Богатыми не были, но и милостыню не просили. Густой борщ, вареники да взвар не убывали на столе. Всё ладно было в доме, дети подрастали.
Старший Лазарь в возраст вошёл, уже форму казака носил, к войску был приписан. К следующей весне на службу идти. Да вот напасть - влюбился парубок, да не в кого-нибудь, а в Зорьку, дочку самого станичного атамана, человека властного, жёсткого. Сох по ней, да и она ему взаимностью отвечала. Знал об их любви и атаман. Но и в мыслях не держал дочь за сына сапожника выдать. У него на примете сын есаула войскового был, и с отцом его сговор практически состоялся. Только сватать осталось, на осень планировали и свадьбу сыграть...
Рассказала Зорянка милому о планах отца, что собираются её сватать за сына есаула войскового, а он ей не люб вовсе. Кручина легла на чело парубка. Пришёл Лазарь к отцу, упал в ноги, стал просить родителей посватать дочку атаманскую. Вдруг смягчится суровый атаман, пожалеет любимую дочь, не станет за нелюбимого отдавать. Но отец ни за что не согласился. Суровый отказ получил сын: «Не гоже не по себе дерево рубить! Не стану перед казаками срамиться неровню сыну сватать», - сказал, как отрезал. Погоревали, погоревали влюблённые и решили бежать, венчаться в дальней станице, да там и жить остаться, если родитель Зорькин не примирится с зятем. Сказано – сделано. Ранним утром перешли Уруп в брод и ушли на восток. Путь их лежал по склонам урупской гряды. И хотя беспокойство одолевало их из-за того, что против родительской воли пошли, но счастье и молодость брали своё. Глаза девушки сверкали от этого счастья как два бриллианта, а парубок был горд, что сдержал слово, данное девушке. И от безмерного счастья и переполняющей их любви всё казалось им прекрасным вокруг: и прекрасные цветы, и поющие птицы, и голубое весеннее небо с восходящими лучами солнца. Девушка бежала впереди любимого, напевая старинную кубанскую свадебную песню. И вдруг Лазарь заметил, что под ногами его зазнобы вырастают необыкновенной красоты цветы, которых раньше здесь не было никогда. Он застыл в недоумении, потом сорвал несколько огромных красных с жёлтой серединой цветов, подал их любимой девушке, которая тут же сплела из них венок. Этот венок и стал её главным свадебным украшением.
Молодые обвенчались в маленькой церкви в дальней станице. Через год родился у них сынок, Потапчик, ещё через год – дочка Настя. Тут и деды не выдержали, захотели внуков посмотреть. А, увидев, как счастливы их дети, забрали их обратно в станицу, простив непослушание. Долго жили вместе Лазарь и Зорянка, любя друг друга, рожая детишек. А на склонах гор, где шли когда-то влюблённые, с тех пор цветут удивительной красоты цветы, которые местные жители называют в честь Лазаря и Зорянки - лазориками.
Сравнить эти цветы не с чем, разве только с большой и чистой любовью и огромным семейным счастьем. С тех пор все влюблённые отрадненские парни и девушки ходят весною на склоны гор собирать лазорики, дарят их любимым, надеясь, что встретили своё счастье. Пусть так и будет всегда в нашей станице!
Л. ПОПОВА
Особое место в казачьих легендах и поверьях занимает "цветок лазоревый" - дикий степной тюльпан, распускающийся на короткое время в весенней степи
В жизни степи наступает момент, когда солнечный свет отражается на земле в виде маленьких фонариков. При ближайшем рассмотрении фонарики эти - полевые тюльпаны Шренка, или, как их зовут на Дону лазоревые цветки, лазорики. Может первыми они зорьку встречали!За короткий век цветения (всего 1-2 недели) успевают они напомнить людям, сколь прекрасна была степь в прежние времена. Своим цветом - красным и жёлтым напоминают они нам небесное светило, но встречаются иногда белые, сиреневые лазорики и другие переходные тона.
Из-за редкости своей поселился лазорик на страницах красной книги. Хочется верить, что не останется он белым пятном, не исчезнет навсегда.