Известно, что видов растений, относимых ботаниками к роду Фикус, на нашей планете удивительно много. Отбросив всевозможные спорные моменты, неизбежные в систематике, можно говорить примерно о 800 видах. Среди родов, включающих преимущественно древовидные растения, сравниться с таким показателем могут разве что Акации. Подавляющее большинство фикусов в естественных условиях встречается в тропиках, как Старого, так и Нового Света, и лишь немногие виды мирятся с условиями субтропиков.
Разнообразие климатических условий мест обитания породило и разнообразие жизненных форм фикусов. Большинству из них присуща форма дерева, но есть и низкорослые кустарники и лианы. Такие растения живут в местностях с достаточным количеством влаги, а разнообразие жизненных форм определяется количеством доступного растениям света. Например, по опушкам лесов растут чаще всего древовидные фикусы, а в глубине того же леса, где конкуренция за свет очень высока, можно встретить фикусы-лианы и даже эпифиты, полностью утратившие связь с почвой, но получившие определенные преимущества в борьбе за свет. На открытых местах, для которых характерно обилие солнечного света, чаще растут кустовидные фикусы, лишь слегка возвышающиеся над окружающими их травами.
А в местах с засушливым климатом, например, в полупустынях Мексики, встречаются фикусы, имеющие форму т.н. “бутылочных” (каудексных) деревьев, сбрасывающие на период засухи практически всю крону. К таким относится, например, Фикус пальмера (Ficus palmeri) (фото 5). Интересно, что эти же растения, но перенесенные в места с достаточным количеством воды, превращаются в самые обычные вечнозеленые деревья, не образующие вздутых стволов для запасания влаги.
Известны виды фикусов, не образующие вертикальных стволов, а направляющие свои побеги горизонтально. Таких видов совсем немного, а самый известный из них – Фикус карликовый (Ficus pumila) (фото 6 и 7). Родина этого растения – страны Юго-Восточной Азии (Китай, Вьетнам). В природе это растение покрывает своими стелющимися побегами большие площади земли, взбираясь на камни и деревья. Там же, в Юго-Восточной Азии, но южнее – в Индонезии и Малайзии, встречается Фикус горный (Ficus montana), живущий подобно Фикусу карликовому, но, имея более жесткие побеги, растущий в виде куста. Из-за своеобразной формы листьев его часто называют Фикус дуболистный.
Но есть фикусы, имеющие жизненные формы, практически не встречающиеся у других растений.
Начну с печально известных фикусов-душителей. Свою жизнь они начинают как эпифиты, т.е. растения, живущие на других растениях, использующие их как опору (не путайте с растениями-паразитами). Как ни странно для нас, северян, звучит утверждение, что жизнь в тропическом лесу совсем не сахар, это действительно так. Чтобы выжить там, надо любым способом победить в борьбе за место под солнцем. Но если по отношению к человеку это воспринимается в переносном смысле, то семя растения, упавшее в джунглях на почву, должно годами дожидаться момента, когда погибнет одно из стоящих рядом деревьев, своей кроной забирающее живительные лучи солнца. А проросток, появившийся из него, выживет, лишь сумев обогнать своих собратьев, и заняв освободившееся освещенное пространство.
Но часть семян, вместе с отходами жизнедеятельности птиц, летучих мышей, обезьян и других животных, питающихся сочными плодами фикусов, попадают не на землю, а на ветви деревьев. Все необходимое для жизни, во всяком случае, в первоначальный период у них есть. В дальнейшем воздушные корни этих фикусов, оплетая ствол растения-хозяина, достигают земли и укореняются. Они разрастаются, переплетаются и срастаются между собой, препятствуя росту своей жертвы, которая со временем погибает и сгнивает. В результате остается полый ствол-каркас из корней фикуса. Такие растения могут стать настоящим бедствием, поселившись, например, рядом с плантациями цитрусовых.
Случается, что семена фикусов попадают на заброшенные постройки людей. В этом случае, в принципе, развивается все тот же душитель, но сжимающий в своих объятиях каменные стены. Такое удивительное сочетание живого и мертвого можно увидеть в старых буддийских храмах Индии и Юго-Восточной Азии, а также на древних пирамидах майя в Мексике.
Совсем уж уникальна форма жизни фикусов называемая “баньян”. Вообще-то, первоначально этим словом англичане называли индусов-торговцев. Но так как их рынки зачастую располагались под кронами этих своеобразных фикусов, название постепенно закрепилось и за самими растениями. Баньянами могут стать самые обыкновенные древовидные фикусы. Благодаря способности образовывать на своих ветвях массу воздушных корней, достигающих земли и снабжающих основное растение дополнительным питанием, они в подходящих условиях превращаются в огромное единое существо, состоящее из горизонтальных ветвей, корней-подпорок и дополнительных стволов. Такое растение, больше похожее на целую рощу, может занимать площадь несколько гектаров. Исторические хроники утверждают, что в тени одного такого баньяна нашла укрытие 7-тысячная армия Александра Македонского.
Не могу не подчеркнуть, что душитель и баньян вовсе не названия каких-то конкретных видов фикусов, а названия форм жизни, подобно словам дерево, куст, трава, лиана. Такие формы могут принимать разные растения. Так известно, что душителями бывают фикусы более 100 видов, а чаше всего хорошо знакомый цветоводам-любителям Фикус Бенджамина (Ficus benjamina). Баньянами чаще других становятся Фикусы бенгальские (Ficus bengalensis). Но почти так же часто эту форму принимает и наш любимый Фикус каучуконосный. Известны случаи, когда некоторые экземпляры фикусов, начав свою жизнь эпифитом и пройдя фазу душителя, превращались в самый настоящий баньян. Все дело в сочетании определенных внешних условий и индивидуальных свойств конкретного экземпляра.
Автор статьи: О. Алейников