Принято считать, что мобилизация может быть начата только в случае, когда объявлена война или введено военное положение.
Официально сейчас Россия ни с кем не воюет. Да и военное положение никто не анонсировал. Однако, действительно ли с точки зрения закона мобилизация не может быть объявлена?
Начать изучение вопроса следует с Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне». В ст. 20 «Мобилизация» сказано следующее: «Порядок мобилизационной подготовки и проведения мобилизации определяется федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». Ничего по существу. Но внимания заслуживает другая статья этого закона – статья 18 «Состояние войны». В ней указано, что военное время наступает не только при объявлении войны, но и с момента фактического начала военных действий. Российскими войсками в настоящее время ведутся военные действия на территории Украины. Следовательно, в соответствии с действующим законодательством РФ наша страна пребывает в состоянии военного времени.
Теперь надо рассмотреть вопрос о том, в каких случаях вводится мобилизация. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 4 Закона о мобилизации Президент РФ имеет право объявить мобилизацию «в случаях агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации». Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении» актом агрессии против России признается:
«1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории Российской Федерации, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы;
2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;
3) блокада портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства (группы государств);
4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска независимо от места их дислокации;
5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;
6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии».
По сообщениям официальных СМИ, ряд населенных пунктов подверглись бомбардировкам со стороны вооруженных сил одного из сопредельных государств, что законом однозначно расценивается в качестве акта агрессии. Таким образом, имеются юридические основания для объявления мобилизации в стране. Очевидно, аналогичные правовые доводы, основанные на нормах международного права, были использованы украинским правительством при объявлении мобилизации на Украине.
Для объявления мобилизации не требуется введение военного положения. Этот вывод прямо следует из ч. 6 ст. 1 Закона о военном положении: «Общая или частичная мобилизация, если она не была объявлена ранее, при введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях объявляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Выводы:
1. Россия сейчас находится в состоянии военного времени.
2. Имеются юридические основания для объявления мобилизации.
3. Для объявления мобилизации не требуется введение военного положения.