Но главное — «Северный поток-2». Москва не стала бы срывать его запуск ради того, чтобы на несколько километров сдвинуть линию разграничения на Донбассе или взять под контроль какую-то часть украинской территории.
И это прекрасно понимают американцы. А потому наиболее распространена следующая версия мотивов заявлений из США об угрозе войны.
2. Затормозить «Северный поток — 2», «пробить» транзит через Украину
Почти сразу после того, как американцы заговорили об угрозе российского вторжения, немецкая пресса начала писать об их требованиях остановить сертификацию «Северного потока — 2».
И не так давно процесс этот действительно застопорился. Немецкий регулятор заявил, что фирма-оператор должна иметь регистрацию в Германии.
Пока сложно сказать — это просто дежурное техническое требование или же только предлог для оттягивания окончания сертификации. Но произошло это в разгар кампании вокруг «российского вторжения».
Одновременно с постоянной медийной накруткой истории с «нападением России» пытаются заглушить в информполе тему энергокризиса в ЕС, которая как раз работает на скорейший запуск газопровода.
Кроме того, в самих США очень мощное лобби противников запуска «Северного потока-2» (в первую очередь — газовые компании), которые давят на Белый дом, чтоб тот ввел масштабные санкции против трубопровода и оказал давление на Германию с целью заблокировать его запуск. Не исключено, что нынешний вал заявлений о грядущем «вторжении России в Украину» также результат их усилий.
С другой стороны американцы давят и на Россию, чтоб та ещё до запуска «Северного потока-2» заключила долгосрочный контракт с Украиной по транзиту газа.
И для того, чтоб усилить «переговорную позицию» в этом вопросе также используется информнакачка по поводу угрозы большой войны.
3. Торги перед встречей Путина-Байдена
Не исключено, что происходящее связано с предстоящей встречей Путина и Байдена, подготовку к ней недавно подтвердили в Москве (при том, что о ее вероятности в Вашингтоне пока высказываются очень неопределенно).
Здесь может быть два варианта.
Первый, по которому происходящее — попытка усилить переговорную позиции США накануне встречи по важным для США вопросам (по Китаю, например). Американцы пытаются показать, что могут создать России некие проблемы с тем же «Северным потоком-2» или с поставками новых видов вооружения Украине (уже через СМИ идет вброс о поставках «Стингеров», например), если Москва не пойдет на уступки.
Правда, тут большой вопрос — подействует ли такая «аргументация» на Россию. А если и подействует, то не в худшую ли для американцев сторону.
Второй вариант, который не исключает первого — это подготовка западного обывателя и политических кругов к тому, что нужно садиться с Россией за стол переговоров.
Иными словами, американцы могли придумать проблему («угроза нападения России на Украину»), чтобы потом героически ее «решить» на саммите Байдена и Путина.
4. Остановить смуту на Украине
Еще одна цель, которую могут преследовать американцы — это попытка дисциплинировать украинскую элиту, которая близка к уходу в затяжную смуту.
Беспредельные санкции СНБО (по сути — акты внесудебной расправы над гражданами Украины) настроили против Зеленского практически все группы украинской элиты, включая крупнейшего бизнесмена Рината Ахметова.
Если раньше Зе еще отбивался от атак Порошенко и «партии войны», попутно ведя наступление на оппозиционных политиков юго-востока, то переход в оппозицию богатейшего человека Украины с огромным медиаресурсом меняет расклад не в пользу Банковой.
В этих условиях неизбежна внутриэлитная «гражданская война», которая грозит турбулентностью всей стране. Что может настораживать американцев.
Поэтому постоянные заявления о нападении России могут задать этим политическим разборкам некие «красные линии». Плюс, возможно, американцы пытаются давить таким образом на Москву, чтоб не допустить ее вмешательства в эту смуту, если она начнётся.
Правда непонятно — сработает ли этот план. Потому что пока тема «нападения России» не консолидирует украинскую элиту, а наоборот — вносит в нее дополнительный раздрай. Зеленский обвиняет своих врагов в том, что они «агенты Кремля».
А «партия войны» обвиняет в зраде самого Зеленского (провалил операцию по «вагнеровцам» и не готовится к войне) и даже грозит устроить президенту новый Майдан, если тот до 1 декабря не уволит Андрея Ермака с поста главы Офиса президента.
5. Склонить Украину к компромиссу по Донбассу
Западные заявления о скором «вторжении России» вызвали в Украине поначалу растерянность.
Одно дело — самим нагнетать эту тему во внутриполитических целях или для увеличения внешней поддержки. Другое — реально попасть в ситуацию большой войны, где ситуация чревата непредсказуемыми последствиями.
И дело даже не в том, какова реальная ситуация с российскими войсками у границ Украины — там как раз мало что изменилось. А в том, что США и теперь Европа говорят о «российской атаке» как о близкой реальности.
А, учитывая, что Запад и особенно европейцы сами воевать за Украину с Россией не готовы, это может стать дополнительным фактором давления на Киев с целью исполнить политическую часть Минских соглашений. Чем избежать горячего конфликта.
И может в перспективе стать еще одним пунктом договоренностей Путина-Байдена.
Этот вариант пока выглядит, на первый взгляд, не очень реалистичным, учитывая накал конфронтационных заявлений со всех сторон.
Но из США уже идут сигналы о необходимости такого сценария.
Например, издание Politico опубликовало мнение известного специалиста по Украине, эксперта корпорации RAND Самуэля Чарапа, который призвал Байдена подтолкнуть Киев к «болезненным компромиссам» по Минску-2, чтобы снять риск глобального конфликта.
При этом, судя по опубликованной недавно переписке глав МИД России, Германии и Франции, Москва настроена на прямое исполнение буквы Минских соглашений со всеми неприемлемыми для украинской «партии войны» пунктами — вроде закрепления особого статуса Донбасса в Конституции и возвращением границы лишь после этого закрепления.
Есть большие сомнения, что Офис президента даже по приказу американцев решится на этот шаг. Как и в том, что такой приказ вообще поступит.
Хотя, повторимся, этот вариант полностью исключать нельзя. Накал заявлений о грядущей войне, который сейчас идет с Запада является беспрецедентным. А значит и развязка может быть самой неожиданной.
Максим Минин, Украина