Пора возвращать «Ястребков»? — известный офицер СБУ обратился к украинцам
Василий Прозоров, известный офицер СБУ, несколько лет работавший на российские спецслужбы, продолжает серию публикаций своего Центра расследований, названного им (по аналогии с WikiLeaks) UkrLeaks, решил обратиться к своим зрителям на Украине, призвав их вдуматься, кого они поддерживают, прежде чем присоединяться к челленджу «Батько наш бандера».
«Знаете, одним из моих хобби является военная история. И при любой возможности я стараюсь узнавать что-то новое об интересных военных фактах.
И вот недавно я дал интервью известному блогеру Семену Уралову, канал „Супер. Уралов“. Его интересовал вопрос психологического превращения русских граждан Украины в сторонников „бандеровской“ идеологии. И в ходе беседы он упомянул факт существования на Западной Украине в 1944–1953 годах т. н. „Ястребков“, подразделений, которые боролись с бандеровцами. И, что интересно, сформированы они были из числа местных жителей.
Я, конечно, слышал в детстве, да и в юности про этих людей. Что-то пришло от рассказов деда, который лично сталкивался с Бандерой еще до войны. Что-то пришло в советских фильмах и книгах о разгроме бандеровского движения на западной Украине.
А тут, после интервью, захотелось мне разобраться в этом вопросе.
И очень интересная картина нарисовалась.
В начале 1944 года Красная Армия приступила к освобождению западных областей Украины, на территории которой активно действовали многочисленные очаги националистического подполья организации украинских националистов (ОУН) и Украинской повстанческой армии (УПА). Данные националистические структуры сумели поставить в свои ряды, по разным данным, от 40 до 100 тыс. бойцов.
Статистика свидетельствует, что только в период с февраля 1944 г. до конца 1945 г. западноукраинские подпольщики-националисты и боевики осуществили около 7000 вооруженных нападений и диверсий против советских войск и административных структур.
То есть в то время, когда Красная Армия приступила к освобождению от фашистов оккупированной ими Европы и вела самые интенсивные и кровопролитные бои с врагом, у нее в тылу бандеровцами был практически открыт второй фронт. А после окончания страшной войны, когда советский народ приступил к восстановлению разрушенного народного хозяйства, националистические бандформирования на Западной Украине продолжали кровавую деятельность.
Я не буду вдаваться в подробности организации ОУН-УПА*, не буду говорить об эффективности деятельности органов Советской власти.
Отмечу лишь, что не армейские широкомасштабные операции, а оперативно-боевая работа спецслужб и грамотная работа с местным населением — вот что сломило хребет деятельности украинских националистов.
Кстати, за период после второй мировой войны было всего лишь два случая, когда государству удалось подавить повстанческое движение, имеющее на первичном этапе поддержку населения и подпитку из-за рубежа. Это события в Малайзии, где с 1948 года по 1958 правительство пыталось справиться с партизанами коммунистического направления.
Несмотря на привлечение британских войск, в том числе легендарной САС, одержать верх удалось в конце концов только после целого ряда уступок и политических реформ. И то, отдельные акции партизан продолжались до 1960 года.
Ну и подавление националистического движения на Западной Украине. По оценкам мировых специалистов по противопартизанским операциям — самая эффективная операция такого типа. И разумеется, она не могла бы закончиться успехом, если бы не помощь местного населения. И вот об этом я и веду речь.
Значительную роль в разгроме бандеровского движения сыграли так называемые „ястребки“ — бойцы истребительных батальонов, так их официально называли в советских документах.
Кто же это был?
В течение 1944 г. при всех городских и районных отделах НКВД Западной Украины создали истребительные батальоны численностью 100-200 человек. Основными объектами охраны ИБ были наиболее важные промышленные предприятия, железнодорожные мосты, электростанции, почта, телеграф, мосты и т. д., на которые могли напасть бандеровцы, парашютные десанты или враждебные диверсанты.
То есть, по сути, это были подразделения по охране особо важных объектов, формируемые из числа местных жителей.
Причем, с целью поощрения местного населения к вступлению в истребительные батальоны, горкомам было дано указание об освобождении их бойцов от призыва в Красную армию.
В результате проведенной работы, направленной на выполнение этого постановления, на протяжении 1944 — начала 1945 гг. в одной только Львовской области официально зарегистрировано в каждом из районов по одному истребительному батальону. Около 50% бойцов истребительных батальонов и групп содействия составляли молодые люди призывного возраста, то есть 1927–1928 гг. рождения.
Общая численность „ястребков“ составляла в разное время от 30 до 50 тысяч. В 1947 г. истребительные батальоны были переподчинены Министерству государственной безопасности. В 1948 г. были реорганизованы в группы охраны порядка и просуществовали вплоть до своей ликвидации в 1954 году.
Самое интересное, что даже нынешние украинские исследователи отмечают тот факт, что большинство бойцов истребительных батальонов были выходцами из местного населения.
И вот эти факты просто идут в жесткий разрез с нынешней официальной точкой зрения Киева. В особенности — Института национальной памяти Украины.
Ау, Вятрович, Дробович и иже с ними! Не хотите рассказать, что с бандеровцами с 1944 года боролись с оружием в руках и местные жители? И их количество вполне было сопоставимо с так любимыми вами сторонниками ОУН-УПА? Или это та правда, которую вам неприятно упоминать? Как и правда про Майдан, про убийство мирного населения на Донбассе?
Хочу обратиться к своим зрителем на Украине. Особенно из числа военнослужащих и сотрудников силовых структур.
Прежде чем поддерживать челлендж „Батько наш бандера“, вдумайтесь, кого вы поддерживаете, почитайте хотя бы научную работу украинского историка, как раз освещающую данную тему.
Я оставлю тут ссылку на интересное исследование нынешних историков, чтобы никто не заподозрил меня в искривлении фактов.
Я просто надеюсь, что не все еще превратились в бездумных зомби и сохранили способность к критическому мышлению.
Ну и вообще — оставайтесь с нами. Я продолжу раскрывать преступления Киева против своего народа».