Сейчас все подозрения в поджогах падают на РПК, поскольку турки уже несколько десятилетий борются с курдами в Восточной Анатолии, в Сирии и на севере Ирака, но у властей Турции есть и другие внутренние враги, рассказал газете ВЗГЛЯД директор исследовательского центра «Ближний Восток – Кавказ» Международного института новейших государств Станислав Тарасов.
«В стране активно сильное внутреннее сопротивление, особенно в восточных провинциях, там постоянно меняют мэров, чиновников в муниципалитетах. Складывается впечатление, что власти не полностью контролируют восточные регионы. В Турции действует подпольная оппозиция, которая, в отличие от курдов, не хочет афишировать свою позицию, а РПК может брать на себя ответственность за поджоги», – рассказал аналитик.
По его словам, Эрдоган пользуется поддержкой чуть более 50% населения страны. «Вот и считайте, насколько многочисленными могут быть силы, настроенные против главы государства», – детализировал он.
Депутат Госдумы Валентина Пивненко тоже считает, что говорить о причастности к поджогам РПК пока рано. «Может быть, кто-то разозлился на действующую власть и решил таким образом навредить. Это не обязательно были курды», – пояснила парламентарий. Турецкая общественность склоняется к тому, что поджоги – дело рук движения «Инициатива детей огня», подчиняющегося РПК. Но сами «Дети» ответственность за происходящее на себя пока не брали.
Однако один из высокопоставленных членов РПК Мурат Карайылан в своем заявлении приветствовал метод использования поджогов в качестве террористических актов. «Двое или трое молодых людей вполне могут собраться и что-нибудь сделать. Они могут сказать: «У нас нет оружия», но их оружие – это зажигалки и спички», – сказал он.
Шемдин Сакик, другой высокопоставленный руководитель РПК, также ранее заявлял, что его группа прибегнет к поджогам в случае необходимости. «Если у нас закончится оружие, мы поедем в Бодрум и сожжем их яхты, поедем в Анталию, чтобы сжечь теплицы, поедем в Стамбул, чтобы сжечь их машины, и поедем в Измир, чтобы сжечь их леса», – пригрозил он.
Такие методы партизанской войны вполне могут помочь врагам Эрдогана нанести политический удар по властям страны, допускает российский политтехнолог Марат Баширов. «Если власти Турции в самые ближайшие дни не примут экстраординарных мер для локализации пожаров и ситуация выйдет из-под контроля, это может сильно пошатнуть политические позиции Эрдогана», – указал эксперт.
Дело в том, что, с точки зрения поджигателей, такая тактика эффективна: она прямо бьет по благосостоянию очень многочисленной части населения Турции, совсем не обязательно непосредственно связанной с туризмом. «Пожары заставляют власти переориентировать средства с социальных программ на тушение огня и ликвидацию последствий. Это может вызвать очень сильное недовольство в обществе», – спрогнозировал аналитик.
По его словам, эти поджоги можно приравнять или даже напрямую назвать терактами – исходя из урона и угрозы инфраструктуре, экономике и населению. Баширов напомнил, что такая тактика приносила успех поджигателям и в прошлом.
«Например, в средневековой Европе союзы ремесленников в городах запускали «красного петуха» для уничтожения средств производства и домов, нанесения урона, провоцирования экономического кризиса и недовольства народа и так далее. Именно поэтому во многих деревянных домах тогда делали брандмауэр – глухую кирпичную стену, чтобы огонь не прошел дальше одного дома», – рассказал политолог. Пока каждое сообщение о поимке поджигателя или выделении денег пострадавшим даже немного поднимает рейтинг Эрдогана, но долго так продолжаться не может, и счет идет уже на дни, пояснил эксперт. «Президенту нужно быстро реагировать на ухудшение ситуации и принимать экстраординарные меры – объявлять всеобщую мобилизацию добровольцев для помощи в тушении. Также Турции необходимо поднимать военных и с помощью тяжелой техники строить заградительные сооружения, чтобы локализовать пожары и не дать им войти в жилые районы», – рассказал Баширов.
Тарасов, однако, не считает, что происходящее может пошатнуть кресло под Эрдоганом. По его словам, пожары парализовали целые отрасли экономики, но дело ограничится нанесением материального ущерба, никаких глобальных целей в виде политической дестабилизации или ухудшение позиций властей злоумышленники не добьются:
«Это же партизанщина, чего она может достичь? Она никогда не победит. В истории не было примеров, чтобы такая тактика приводила к чему-то существенному».
Сейчас пожары разной степени интенсивности полыхают в 21 провинции Турции, в том числе в нескольких средиземноморских регионах, на берегу Эгейского моря, и даже в отдалённых от большой воды городах. Все основные курорты – Анталья, Манавгат, Сиде, Бодрум, Мугла – пострадали от огня, сажи, застилающей жилые районы, и едкого дыма. Жертвами стали шесть человек, более 400 получили травмы. Среди эвакуированных из отелей туристов – около 100 россиян, сообщило Генконсульство РФ в Анталье.
По словам Эрдогана, порядка 6 млн долларов было выделено для ликвидации последствий в районах, которые понесли наибольший урон. Пожары также привели к массовой гибели скота в сельской местности.
По состоянию на воскресенье 107 из 112 лесных пожаров находятся под контролем властей, заявил министр сельского и лесного хозяйства Бекир Пакдемирли. По его словам, искусственно вызванные пожары усугубились из-за жарких и засушливых погодных условий. Министр пояснил, что 37-градусная жара, влажность менее 14% и ветер силой около 50 километров в час способствовали распространению пламени. Пострадавшие от огня территории объявлены районами стихийных бедствий.
В субботу президент России Владимир Путин обсудил по телефону с Эрдоганом ситуацию, заверив его в продолжении оказания помощи. В ответ Эрдоган «тепло поблагодарил за оказываемую весомую поддержку». Ранее из России в Турцию были направлены пять самолетов Ил-76 с водозабором 40 тонн, противопожарные самолеты Бе-200 и три вертолета.