После посадки в Минске бомбы на борту не нашли, но среди пассажиров борта оказался Роман Протасевич. Бывший главный редактор телеграм-канала «NEXTA» (одного из главных информационных ресурсов координаторов протестов в Белоруссии после президентских выборов в августе 2020 года). Пан Протасевич еще в ноябре 2020 года был внесен белорусским КГБ в список террористов и объявлен в международный розыск. А телеграм-канал «NEXTA» был еще давно внесен в список экстремистских.
В Европе возмутились произошедшим. Германия и Австрия потребовали расследования. Польша – нового ввода санкций. Брюссель в лице главы Евросовета Шарля Мишеля как обычно «выражает озабоченность». Литва (претендующая на статус проводника политики ЕС в белорусском вопросе и главного получателя денег на поддержку тамошней оппозиции) назвала действия белорусских властей «отвратительной акцией, за которой стоит белорусский режим» и потребовала немедленного освобождения Протасевича.
Им вторят белорусские оппозиционеры. «Это еще раз подтверждает, что в Беларуси нарушается международное право, подвергается опасности жизни иностранных и белорусских граждан», - заявил Павел Латушко (которого тоже ждут в гости в Минском СИЗО). По его мнению, Белоруссию нужно наказать закрытием белорусского неба для авиасообщения и/или отказом от транзитных полетов через ее территорию. А самопровозглашенный лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская потребовала исключить Белоруссию из Международной организации гражданской авиации (ICAO).
Все по закону
С формальной точки зрения белорусы поступали по закону. Борт действовал согласно инструкции и после получения сообщения о минировании запросил посадку. Да, до Вильнюса, судя по карте полета, было лететь ближе, но экипаж по какой-то причине запросил посадку именно в Минске. Все вопросы – к экипажу (в России уже шутят, что командиром корабля и вторым пилотом были, наверное, небезызвестные Петров и Боширов).
Да, в «Новой газете» со ссылкой на Ryan Air написали, что команду на посадку в Минске давали белорусские диспетчеры (в зоне которых находился самолет), и летчик по сути всего лишь выполнил их приказ. Однако, как заявили газете ВЗГЛЯД сразу несколько действующих летчиков гражданской авиации, согласно штатным протоколам в экстренной ситуации финальное решение всегда остается за командиром судна. И если бы он хотел лететь в Вильнюс, то полетел бы в Вильнюс.
Приняли борт на земле по полной программе в рамках имеющихся протоколов – с вереницей машин «Скорой помощи», спецслужб, пожарных, саперов и т.п. Пассажиров вывели на полный досмотр, а среди них оказался разыскиваемый в Белоруссии гражданин. Поскольку он покинул экстерриториальную зону (каковой является борт самолета), то оказался на территории Белоруссии, где местные чекисты взяли его под стражу.
Если противникам Батьки удастся доказать, что сообщивший о попытке минирования говорил с характерным лукашенковским акцентом или же представился Николаем Александровичем, то можно будет заявить о том, что имела место провокация белорусских спецслужб. А так – лишь хайли лайкли.
Стоит вспомнить, что технологию посадки борта с интересным персонажем разработали и опробовали впервые не в Минске и даже не в Киеве. В 2013 году американские разведчики посадили в Вене самолет тогдашнего президента Боливии Эво Моралеса – только из-за подозрения о том, что на борту находится Эдвард Сноуден. При этом не выдумывались никакие сказки о минировании – его банально посадили под угрозой применения силы, с перекрытием всех воздушных коридоров. И никто после этого воздушное пространство Австрии не закрывал.
В лучшем случае сторонникам санкций может удастся продавить отказ отдельных авиакомпаний летать через белорусскую территорию, однако это чревато серьезными потерями для операторов (как минимум из-за увеличения расхода топлива и времени полета). На авиарынке ситуация и без того не очень хорошая (большой привет коронавирусу) и вряд ли много компаний решится на такой шаг.
В итоге на выходе получается, что негативные последствия от этой операции для Белоруссии минимальны. А вот выигрыш для официального Минска от нее колоссальный.
Во-первых, Роман Протасевич является ценнейшим источником информации. Как бывший главред NEXTA он может обладать данными о каналах финансирования этого канала, кадровом составе и – самое главное – источниках в белорусских органах власти, которые сливали различный компромат. Так что, расколов Протасевича, белорусские спецслужбы вскроют агентурную сеть в своей стране.
Во-вторых, операция стала демонстрацией возможностей белорусских спецслужб. Враги будут их больше уважать и боятся, а граждане Белоруссии ценить и восторгаться.
Причем, вероятно, не только их и ими. Один известный белорусский депутат в разговоре с газетой ВЗГЛЯД выразил уверенность в том, что лавры за проведенную операцию заслужили как белорусские, так и российские спецслужбы. Да, Минск провел завершающий этап захвата – но ведь до этого он должен был каким-то образом получить информацию о том, что Роман Протасевич купил билет и сел на самолет ирландской компании. При всем уважении к белорусским чекистам, они вряд ли обладают агентурой для добычи такой информации – в отличие, например, от российской СВР.
Однако на данный момент заявлений от СВР об участии в операции не поступало. И, вероятно, не поступит.
Геворг Мирзаян