10 марта 1302 г. 712 лет назад после государственного переворота «черных гвельфов» заочно приговорены к смерти вожди «белых», в том числе и Данте
Флорентийская республика возникла в 12 веке как независимая коммуна в Северной Италии. Республика вскоре подчинила себе значительную часть северной и центральной Тосканы и начала играть одну из важнейших ролей в политической системе средневековой Италии. Флорентийская республика создала сложную систему управления, основанную на недопущении узурпации власти одним лицом и достаточно широкой вовлеченности граждан в формирование государственных органов. В 1210-х годах во Флоренции началась борьба между сторонниками папы (гвельфами) и императора (гибеллинами). Республика оказалась расколотой на два враждующих лагеря, использующих политические пристрастия для борьбы за власть в коммуне. После прихода к власти гиббелинов в 1260 году флорентийские гвельфы были изгнаны из республики, их имущество конфисковано, дома разрушены. Однако уже в 1288 году разразилась война с гибеллинской Пизой, ход которой был весьма неудачен для Флоренции. Это вызвало рост антипатрицианского движения в республике, во главе которого стоял Джано делла Белла, сторонник более широкой демократии. Он опирался на неорганизованные народные массы, а это вызвало недовольство части флорентийского общества. Напряжённость в отношениях между умеренными и радикальными группами росла. Во главе умеренных («белые гвельфы») стоял Вьери де Черки, представляющий интересы верхушки торгово-ремесленных слоёв, склонной к примирению с гибеллинами, во главе радикалов («чёрные гвельфы») — Корсо Донати, опирающийся на нобилитет и ярых сторонников папы римского. К «Чёрным гвельфам» также примкнули «тощие пополаны», враждебные торгово-ремесленной элите республики. Борьба между «белыми» и «чёрными гвельфами» продолжалась с переменным успехом весь конец 13 века, пока в 1301 году Флоренцию не захватили войска Карла Валуа, приглашённого папой Бонифацием VIII для поддержки «Чёрных гвельфов». 10 марта 1302 года после государственного переворота «черных гвельфов» были заочно приговорены к смерти 15 вождей «белых», в том числе великий Данте Алигьери. Данте был обвинен в присвоении казенных денег, вымогательстве и непокорности папе. Предписывалось: если Данте Алигьери вернется во Флоренцию, то пусть его «жгут огнем, пока не умрет». Алигьери после этого был вынужден много странствовать. Он побывал даже в Париже и, в конце концов, скончался в Равенне в 1321 году. Именно в годы изгнания он сочинил «Божественную комедию», заложившую основы итальянского литературного языка. Теперь городские власти Флоренции делают все возможное, чтобы вернуть прах Данте на родину и устроить пышное погребение в церкви Санта-Кроче, но Равенна отказывается выдать того, кого флорентийцы сами изгнали из своего города.
10 марта 1564 г. 450 лет назад в Москве вышла первая русская печатная книга «Апостол»
10 марта 1564 года повелением Ивана Грозного и благословением митрополита всея Руси Макария на Руси вышла первая точно датированная книга «Апостол». Книга создавалась в типографии Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца, которые вошли в историю как русские первопечатники. Выбор «Апостола» для первого издания государственной типографии был неслучаен: «Апостол» в Древней Руси использовался для обучения духовенства. В нем заключены первые образцы толкования учениками Христа Святого Писания. Отпечатанная Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем первая датированная книга стала образцом для последующих изданий. Работа над «Апостолом» велась в течение года с апреля 1563 года по март 1564-го. Для напечатания необходимо было отлить шрифты, сделать оборудование. Продолжительное время заняла и подготовка текста «Апостола». Он был отредактирован при участии митрополита Макария. Известно несколько более ранних московских изданий, но они не содержат выходных данных и упоминаются как «анонимные». В полиграфическом смысле «Апостол» Ивана Фёдорова выполнен на более высоком профессиональном уровне. Следующей книгой, выпущенной в типографии Фёдорова и Мстиславца, был «Часовник» — сборник повседневных молитв, использовавшийся также при обучении грамоте. Она вышла в 1565 году. Сразу после появления «Апостола» и «Часовника» начались гонения на печатников со стороны переписчиков. После поджога, уничтожившего их мастерскую, Фёдоров со Мстиславцем вынуждены были бежать в Великое княжество Литовское. Там их радушно принял гетман Ходкевич, который основал типографию в своём имении Заблудове. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии силами Ивана Фёдорова и Петра Мстиславцева, было «Учительное евангелие» (1568) — сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов. В 1570 году Иван Фёдоров издал «Псалтырь с Часословцем» - книгу, которая широко использовалась и для обучения грамоте. Для продолжения печатного дела Иван переселился во Львов и здесь, в основанной им типографии, напечатал второе издание «Апостола» (1574). Через несколько лет его пригласил к себе Константин Острожский в город Острог, где по поручению князя была напечатана знаменитая «Острожская Библия», первая полная библия на славяно-русском языке.
10 марта 1710 г. 304 года назад издан первый печатный учебник по географии на русском языке
География - одна из древнейших наук. Как самостоятельная область научных знаний география появилась задолго до нашей эры. Обобщил этот опыт выдающийся географ Клавдий Птолемей в 1 веке нашей эры. Расцвет западной географической традиции приходится на эпоху Возрождения, которая отмечается переосмыслением достижений эпохи позднего эллинизма и значительными достижениями в картографии, которые принято связывать с именем Герхарда Меркатора. Особенную популярность география получила в эпоху Великих географических открытий, когда были открыты Африка, часть Азии, Южная и Северная Америки, Австралия, а также существенно продвинулась вперед такая область географии, как картография. 10 марта 1710 года вышел в свет первый печатный учебник по географии на русском языке – «География или краткое земного мира описание». Предположительно он был переведен с голландского языка. Учебник представлял собой издание форматом 10х15 сантиметров и состоял из 106 страниц текста, 21 страницы таблиц и двухстраничного реестра. В книге были описаны «земные круги» – экватор, полюса, тропики, арктический и антарктический. В нем также давалось представление о градусах широты и долготы, были перечислены политические устройства и естественные богатства недр и земель Европы, а также описаны некоторые страны и народы Азии, Африки, Америки, Австралии. Основы современной академической географии в первой половине 19 века заложили Александр Гумбольдт и Карл Риттер.
10 марта 1813 г. 201 год назад Фридрих Вильгельм III учредил воинскую награду «Железный Крест»
«Железный Крест», наверное, самая известная из германских наград. Ее учредил прусский король Фридрих Вильгельм III 10 марта 1813 года во время войны за освобождение Пруссии от войск Наполеона. «Железный Крест» – орден за определенную военную кампанию. А потому впоследствии он учреждался еще дважды: в 1870 году, во время франко-прусской войны, и в 1914 году в ходе Первой мировой войны. «Железный Крест» оставался символом воинской доблести германской армии и в годы между войнами. Им награждались не только те, кто проявил храбрость перед лицом врага, но и те, кто сумел успешно спланировать военные операции. Им награждались и за общие заслуги перед Третьим Рейхом. Сегодня эта награда символизирует доблесть старых прусских воинов, великие победы эры Бисмарка и храбрость немецких солдат Первой мировой Войны. «Железный Крест» с Первой мировой войны традиционно изображается на немецкой военной технике в качестве опознавательного знака. 6 июля 2009 года канцлер Германии Ангела Меркель представила четырёх военнослужащих к ордену за храбрость, введённому впервые со времен Второй мировой войны. Новый «Почётный Крест за храбрость» является высшей из семи существующих в ФРГ почётных наград Бундесвера.
10 марта 1889 г. 125 лет назад Алмон Строуджер запатентовал первую автоматическую телефонную станцию
Американский бизнесмен из города Канзас-Сити (штат Миссури) Алмон Строуджер 10 марта 1889 года запатентовал автоматическую телефонную станцию, чем заслужил титул «отца всех АТС». Причина, побудившая его сотворить свое изобретение, достаточно курьезна и вполне достойна следующего эпиграфа: «Если философ смог стать гробовщиком, то почему бы гробовщику не стать критиком?». Строуджер был… гробовщиком. И бизнес его в городе Канзас-Сити процветал, но ровно до тех пор, пока жена одного из главных конкурентов не устроилась телефонисткой на коммутатор местной станции. Трудилась женщина на славу. С момента ее трудоустройства дела Строуджера пришли в упадок. И неудивительно, ведь всякий клиент, нуждающийся в похоронных услугах, стараниями дамочки миновал номер незадачливого Строуджера, попадая прямиком к расчетливому супругу телефонистки. Но Алмон Строуджер не опустил руки, и, спасая собственный бизнес, стал изобретателем декадно-шагового искателя, исключающего необходимость использования оператора для установления соединения с конкретным абонентом. АТС Строуджера, вступившая в действие в 1892 году, получила известность как «телефон без барышень и проклятий». Кстати, до недавнего времени значительную часть парка общегородской телефонной сети в крупных городах нашей страны составляли пресловутые автоматические телефонные службы декадно-шагового типа, сегодня их практически не осталось - им на смену пришло цифровое оборудование.
10 марта 1910 г. 104 года назад в Китае запрещено рабство
Уже, по крайней мере, за двенадцать веков до нашей эры в Китае были рабы. Заклейменные, с бритыми головами, закованные в железные ошейники, они были одеты в красные рубища – символ позорного наказания. Поэтому иногда источники называют их «одетые в красное». Вообще же, для обозначения рабов употреблялось множество терминов: ну, бэй, тун, ши, фу, цзе, пу… Термин «ну» означал раба-мужчину, «бэй» – рабыню, «ну-бэй» – рабов вообще. Рабами становились пленники или осужденные за различные преступления. В зависимости от серьезности проступка порабощение осужденных могло быть временным, пожизненным и наследственным. Бывало так, что целые области подвергались подобному наказанию. На соседние племена древнекитайские царства смотрели как на потенциальных рабов. Несколько позже приобрело широкий размах и долговое рабство. Акт продажи свободного в рабство, как и вообще акт покупки раба, оформлялся составлением покупного контракта, так называемого «даньшу», который хранился у рабовладельца. Освобождение раба могло быть осуществлено только путем уничтожения даньшу. Кодекс практической морали, играющий в Китае очень важную роль, говорит о необходимости рабу иметь свою семью. Рабыни почти ничем не отличались от младших жен, которые также приобретались путем покупки и были подчинены старшей жене. А рабы-мужчины часто пользовались доверием господина. Тот же кодекс заставлял господ относиться к рабам ласково, ухаживать за ними, когда они больны… По мере развития государственности законы все более четко регулировали обращение с ними, смягчая жестокость прежних нравов. Значимые правовые нормы были приняты перед наступлением новой эры и на заре ее пришествия. Так, в I веке до н.э. была официально запрещена распространенная ранее практика безнаказанного убийства раба у частных хозяев, отменен закон о смертной казни раба, ранившего свободного гражданина. В течение столетия был принят еще ряд важных решений. Например, император У Ди издал рескрипт, отменивший многолетний обычай обращать в рабов детей, которые закладывались за долги и не были выкуплены в течение трех лет. Этим же повелением были освобождены все обращенные в государственных рабов и рабынь, «если прежними законами не было предусмотрено наказание за совершение ими преступлений». В ряде областей получили вольную и те, кто попал в рабство насильно или продал себя из-за голода, а также женщины, отданные в наложницы. Запрещено было клеймение рабов, а к лицам, «силой чинившим препятствия» к их освобождению, предписывалось применять наказания «в соответствии с законом о насильственной продаже людей в рабство». Существование массы свободных земледельцев и ремесленников привело к тому, что в Китае рабство было сравнительно мало развито (двадцать рабов было признаком большой роскоши), а в начале 20 века оно встречалось ещё реже. 10 марта 1910 года рабство в Китае было запрещено.
Календарь событий
Отредактировано Marchik (09-03-2014 21:35:13)