28 января 1077 г. 937 лет назад произошло событие, вошедшее в историю как «Хождение в Каноссу»
Хождение в Каноссу, или Каносское унижение – эпизод из истории средневековой Европы, связанный с борьбой римских пап с императорами Священной Римской империи. Этот эпизод ознаменовал победу папы Григория VII над императором Генрихом IV. Монарх Священной Римской империи Генрих IV (1017–1056) был недоволен тем, что папа римский Григорий VII (1020–1085) назначает на высокие посты своих людей, и попытался отлучить его от церкви. Победу в конфликте одержал понтифик. Папа не только предал Генриха анафеме, но и фактически низложил как государя, освободив его вассалов от данной ему присяги. По данным некоторых хроник, Генрих, чтобы принести покаяние Папе, пешком, босой, в покаянной власянице отправился на север Италии, где в неприступной крепости Каносса находился понтифик. Лишь после трех дней стояния перед запертыми воротами Генриха впустили к папе и дозволили в слезах вымолить у него прощение. Это случилось 28 января 1077 года. Со временем выражение «идти в Каноссу» стало означать «соглашение на унизительную капитуляцию». Хотя на самом деле, по мнению многих историков, «хождение» Генриха IV в Каноссу было лишь политическим маневром, и на этом борьба папства и императоров за высшую власть не закончилась. Она продолжалась до конца 13 века, вплоть до «Авиньонского пленения пап» французским королем Филиппом IV Красивым. С тех пор папство уже не смогло оправиться от потрясения и не претендовало даже на соперничество с набиравшими силу государствами Европы.
28 января 1897 г. 117 лет назад получен первый пригодный для серийного производства дизельный двигатель
28 февраля 1892 года Рудольф Дизель получил патент под названием «Рабочий процесс и способ выполнения одноцилиндрового и многоцилиндрового двигателей». Именно эту дату считают днем рождения дизельных двигателей, которые мы все сегодня называем для краткости просто дизелем. Но по-настоящему рождение дизеля состоялось 28 января 1897 года, когда Рудольф Дизель успешно испытал двигатель внутреннего сгорания нового типа с самовоспламенением топлива от сжатия и получил первый образец, пригодный для серийного производства. КПД агрегата оказался почти вдвое выше, чем у двигателей других типов и составил 28%. Рудольф Дизель пытался практически реализовать теоретическую схему теплового двигателя, описанную французским офицером Никола Леонаром Сади Карно (1796-1832) еще в 1824 году. Но в результате поиска значительно отступил от принципа «цикла Карно», главное соответствие осталось лишь в идее высокого сжатия. Семнадцать лет упорного труда понадобилось изобретателю для достижения успеха. Одним из первых предприятий выпускающих дизели был Аугсбургский завод, прародитель фирмы MAN. Первый российский дизельный двигатель был создан в ноябре 1899 года Санкт-Петербургским заводом «Людвиг Нобель». Рабочая схема двигателя, получившая имя своего создателя, вот уже второй век считается лучшей для двигателей внутреннего сгорания. Однако судьба дизеля-двигателя оказалась много счастливей судьбы Дизеля-человека, который таинственным образом бесследно исчез после того, как 29 сентября 1913 года сел в каюту парохода, вышедшего из Антверпена в Лондон.
28 января 1906 г. 108 лет назад в Санкт-Петербурге открылись Женские политехнические курсы
28 января 1906 года в Санкт-Петербурге открылись Женские политехнические курсы – первое в России высшее техническое учебное заведение для женщин. История женского высшего образования в России началась еще во второй половине 19 века. Одними из первых в 1869 году по инициативе И.И. Паульсона были открыты Аларчинские высшие женские курсы в Петербурге и Лубянские – в Москве, в 1872 году – Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге. С 1876 года высшие женские курсы создавались в соответствии с правительственным постановлением по инициативе и на средства общественности. В Петербурге действовало Общество для доставления средств высшим женским курсам, во многих городах открылись отделения Общества содействия женскому сельскохозяйственному образованию. В 1878 году в Петербурге созданы Бестужевские курсы. В 1879 году по университетской программе реорганизованы курсы в Казани; к учебному заведению университетского типа эволюционировали историко-филологические курсы В.И. Герье и физико-математические Лубянские курсы в Москве. Участие курсисток в революционном и студенческом движениях вызвало правительственный указ 1886 года о запрещении приема на все высшие женские курсы, большинство курсов было закрыто. В 1896 году в Петербурге П.Ф. Лесгафтом организованы Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. В 1900 году восстановлены курсы Герье. В 1905-1910 годах возникли высшие женские курсы в Киеве, Одессе, Казани, Харькове, Тифлисе, Новочеркасске, Варшаве, Томске. Несмотря на высокий уровень преподавания, права оканчивающих курсы были ограничены, включая право преподавания в школе; выпускницам не присваивались никакие звания. Лишь в 1911 году законом «Об испытаниях лиц женского пола в знании курса учебных заведений и о порядке приобретения ими ученых степеней и звания учительниц» высшие женские курсы, программы которых могли быть признаны «равными университетским», получили статус вузов, и их выпускницы допускались к экзаменам в комиссиях «для лиц мужского пола». Это было актом признания юридического равноправия высших женских курсов с другими типами вузов. В 1912 году на высших женских курсах обучались около 25 тысяч слушательниц, из них почти 15 тысяч в Москве и Петербурге. После Октябрьской революции 1917 года высшие женские курсы были реорганизованы и вошли в состав единой системы высшей школы.
28 января 1986 г. 28 лет назад произошла трагедия на космическом челноке «Челенджер»
Накануне старта космического челнока температура во Флориде опустилась до необычно низкой отметки - минус 27 градусов. Инженеры компании «Мортон Тайокол», поставщика ракет-носителей на твердом топливе, просили отложить запуск «Челенджера», опасаясь, что кольца от холода потеряют эластичность, и плотность в пазах вокруг ракет будет нарушена. Но НАСА настояло на своем, и старт челнока состоялся. Экипажу предстояло запустить в космос спутник связи, стоивший 100 миллионов долларов, провести несколько экспериментов на борту корабля, замерить спектр кометы Галлея, взять пробы на радиацию во внутренних отсеках космического корабля и изучить воздействие невесомости на развитие двенадцати куриных эмбрионов. Особенность экипажа космического челнока «Челенджер» была в том, что в его состав входила учительница начальной школы Кристина Маколифф. Она оказалась лучшей среди своих американских коллег и получила право на проведение уроков для детей из космоса. Два телевизионных пятнадцатиминутных рассказа о работе космического корабля должны были транслироваться на весь мир. 28 января 1986 года в 11 часов 38 минут семь астронавтов стартовали с мыса Канаверал. Полет продлился всего одну минуту 13 секунд. Высота 14 километров над землей оказалась роковой. «Челенджер» взорвался. Обломки коробля разлетелись на огромную территорию над Атлантическим океаном. Свидетелями трагедии оказались и ученики третьего класса из города Конкорд, прилетевшие проводить свою учительницу. Президентская комиссия установила, что катастрофа произошла из-за разрыва уплотнительного кольца твердотопливного ускорителя под воздействием раскаленных газов.
28 января 2003 г. 11 лет назад в Великобритании в продаже появилось «топливо из майонеза» - биодизель
28 января 2003 года в Великобритании началась продажа нового вида топлива, которое частично состоит из тех же элементов, что и маргарин, а также майонез. Приобрести экологически чистое топливо можно было в супермаркетах сети Sainsbury's. А выпуском нового «корма» для стальных коней занялась компания Greenwich. В основе топлива под названием GlobalDiesel лежит бензин с крайне низким содержанием серы, который разбавлен отработанным рапсовым маслом. По словам производителей нового топлива, благодаря его применению выброс углекислого газа в окружающую среду снижается на 5%. Топливо экономично и дешево в производстве и может использоваться для заправки всех автомобилей, вне зависимости от модификации и размера. Как было отмечено в прессе, «…с появлением GlobalDiesel речь идет не об экологически безопасном «бензине», а о значительном снижении токсичности выхлопов. С одной стороны, снижение выбросов на 5% – это не так и много, но с другой, если все автомобилисты начнут использовать GlobalDiesel, который стоит почти столько же, сколько и обычное топливо на АЗС, то будет сделан большой шаг в деле сохранения окружающей среды». Сейчас разработчики надеются получить одобрение правительства и существенные налоговые льготы, что позволило бы сделать биодизель еще более недорогим, чтобы он смог на равных конкурировать с иными видами топлива.
Календарь событий
Отредактировано Marchik (27-01-2014 22:12:26)