«Россия разобщается с Евросоюзом. Путинский режим использует любые способы, включая и большой объём дезинформации, чтобы обеспечить своё выживание и бороться с оппозицией.
Это стало вполне ясно (в ходе поездки в Москву, — прим. ред.), и этот опыт показал нам, что Россия не хочет взаимодействовать с Евросоюзом, потому что для них то, что мы представляем — либеральные ценности и демократию, — видится как экзистенциальная угроза, как нечто, с чем они не могут примириться», — высказался в отношении российских властей Жозеп Боррель, занимающий также пост заместителя председателя Еврокомиссии.
«Россия считает неуместным для себя отвечать на просьбу выполнять свои международные обязательства: если вы приходите к ним и просите выполнять их же обязательства в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека, они блокируют любые попытки взаимодействия», — продолжил описывать «наблюдаемые ужасы» Боррель.
По словам Жозепа Борреля, ЕС должен принять единую стратегию отношений с Москвой.
«Нам нужно единство и решимость в рядах членов ЕС.
Я думаю, что Россия взяла курс на конфронтацию, и перед лицом этого конфронтационного курса нам нужно делать три вещи: давать отпор России, когда она нарушает международное или гуманитарное право; сдерживать Россию, когда она увеличивает давление на нас, включающее дезинформацию и кибератаки; и третье — несмотря ни на что, взаимодействовать в определённых областях, там, где это в наших интересах», — заявил глава европейской дипломатии.
«Вчера мы договорились политически о том, что увеличим список высокопоставленных официальных лиц России, которые будут под санкциями, и впервые мы намерены использовать новый „Глобальный режим санкций в сфере прав человека”, который мы одобрили пару месяцев назад. Я надеюсь, что на этой неделе новый список будет одобрен», — отчитался Боррель.
Также, по словам Борреля, ЕС должен увеличить поддержку российского гражданского общества, предпринять «более твёрдые действия против дезинформации и кибератак» и поддержать соседние с Евросоюзом страны для того, чтобы помочь им сопротивляться давлению России.
При этом, как считает Жозеп Боррель, Евросоюзу нужна такая модель поведения, которая позволит сотрудничать с Россией по «ядерной сделке» с Ираном, бороться с изменениями климата и обеспечивать поставки энергоносителей, в большой степени зависящие от России.
Обо всём этом, как сообщил Верховный представитель ЕС, Совет Евросоюза проведёт дискуссию в марте.
В ходе онлайн-конференции корреспондент «Голоса Америки»* спросил у Борреля, почему ЕС планирует подвергнуть санкциям руководителей российских силовых структур, а не олигархов из ближайшего окружения Владимира Путина.
«Когда вы решаете заморозить чьи-то активы или запретить ему въезд в Европу, на это должны быть причины, и вы должны руководствоваться некими нормами. Вы не можете замораживать активы просто потому, что вам кто-то не нравится.
Когда мы предпринимаем шаги из-за нарушений прав человека, мы должны наказывать тех людей, которые действительно и прямо вовлечены в эти нарушения. У вас может не быть никаких симпатий к олигархам, но вы должны установить их ясную связь с тем, что произошло с господином Навальным — для того, чтобы избежать судебных претензий», — ответил дипломат.
К этому он добавил, что они могут «наказывать людей», только если имеют доказательства и обладают «твёрдыми знаниями по поводу того, что они участвуют в делах», которые для ЕС неприемлемы.
«Поэтому мы можем наказывать лишь тех, по поводу кого мы сможем доказать нашу правоту в суде. И, к сожалению, очень непросто установить связь между олигархами и тем, что Навальный подвергался преследованиям и оказался в тюрьме по приговору российских судов», — заявил Боррель.