При этом было несколько нападений и на полицейских.
Но по нарастающей митинги не пошли. Скорее наоборот. И это стало главным итогом сегодняшнего дня. Почему так — есть две версии.
1. У Навального выдохлись — в силу того, что его поддержка в России в принципе невелика. И выдерживать от митинга к митингу одинаковый темп мобилизации сторонников здесь не в силах. Тем более — при активном противодействии властей.
В общем-то, по тому же алгоритму разворачивались акции лета 2019 года перед выборами в Мосгордуму. Первые протесты были более-менее массовыми, шли задержания и жестокие стычки. Но потом акции сошли на нет.
2. Акция была «поддерживающей», и основные силы будут брошены в бой, если 2 февраля суд отправит Навального в колонию, заменив его условный срок на реальный.
Скорее всего, нечто подобное действительно готовится, даже безотносительно того, удастся ли вывести больше людей, чем сейчас. Если 2 февраля Навального признают виновным в нарушении «условки», до конца недели эту тему будут раскачивать в СМИ, что, по идее, поможет мобилизовать противников Кремля к выходным выйти на улицы.
Не исключено, что протесты попытаются подогреть каким-нибудь новым, заранее заготовленным расследованием Навального.
В любом случае — впереди третий акт драмы, который, скорее всего, будет связан с заменой Навальному условного срока реальным. Отправка оппозиционера в колонию также станет поводом для взрыва негатива на Западе и требований освободить оппозиционера, под которые могут подтянуть и новые уличные акции.
Также могут последовать и новые персональные санкции — сегодня стало известно, что список из 35 россиян Фонд борьбы с коррупцией* Навального уже передал новому президенту Джо Байдену.
При этом пока не идет речи о том, что санкции будут носить экономический характер. Германия дала понять, что «Северный поток — 2» будут достраивать невзирая на то, чем кончится история с Навальным. И, похоже, что Белый дом не намерен со старта ссориться с немцами по этому вопросу.
Возвращаясь к России — после приговора Навальному протест начнет сходить на нет (хотя не исключены и новые вспышки). После чего стартует политическая работа по извлечению политических дивидендов от посадки Навального — с попыткой завести прозападную оппозицию в Думу в сентябре 2021 года. Что, скорее всего, в нынешней ситуации будет заблокировано властями на уровне ЦИК. Хотя, возможно, какие-то либеральные партии под контролем Кремля на выборы и пустят. Но не факт, что они возьмут проходной барьер.
Но акции протеста будут в любом случае продолжаться, нащупывая «слабину» власти. Особенно в регионах, где, как показал опыт летних акций в Хабаровске, протестный потенциал в определенном смысле даже больше, чем в более-менее благополучной в социальном плане Москве.
Интересно, кстати, мнение Лукашенко по поводу протестов в России. Он сравнил их с белорусскими. И сказал, что если в Белоруссии был расчет на «блицкриг» (быстрое свержение власти), то в РФ другая тактика и ситуацию «будут качать» постепенно.
В расчете, вероятно, что кто-то из центральных и региональных элит даст слабину и включится в борьбу с Путиным.
С другой стороны, с этой же целью Запад и ранее вводил санкции против российской элиты, но до сих пор они какого-либо значимого эффекта не показывали. Наоборот — антизападная позиция Кремля усиливалась и элита РФ была вынуждена идти, так или иначе, в этом же тренде.
И ныне позиция российских властей в отношении протестов максимально жесткая, в том числе и информационная: Навальный подается как иностранный агент, а поддерживающие его — как либо одурманенные люди, либо как провокаторы. То есть всеми способами дают понять, что «слабины» не будет.
Ну, а главное, повторимся, у Навального и протестов его сторонников в их нынешнем виде и составе нет массовой поддержки в обществе (и в этом, кстати, еще одно важное отличие от белорусских протестов).
Многие, даже недовольные властью, люди не хотят в России повторения Майдана и смуты. Типичный пример — оппозиционно настроенный шоумен и певец Семен Слепаков, который записал стихи с критикой протестов, после чего его жестко захейтили сторонники Навального. И этот хейт также стал для многих еще одним доказательством, что России на пользу радикальная смена власти вряд ли пойдет.
Александр Шахов, Украина