Кризис на востоке Украины по-прежнему далек от разрешения. Ключевой и безальтернативной основой его урегулирования является минский «Комплекс мер» от 12 февраля 2015 года, одобренный резолюцией 2202 Совета Безопасности ООН и лидерами «нормандской четверки». Он предусматривает обязательства сторон — Киева, Донецка и Луганска — по осуществлению взаимных шагов в области политики и безопасности, гуманитарной и социально-экономической сферах.
Однако достаточно открыть текст этого документа и внимательно вчитаться в каждое его положение, чтобы понять, что к настоящему моменту, к сожалению, практически ни одно из них полноценно не выполнено.
Крайне непростая ситуация на политическом треке урегулирования. Надежду на подвижки дало согласование Киевом, Донецком и Луганском в Контактной группе свыше года назад «формулы Ф.-В. Штайнмайера» о порядке введения в действие закона об особом статусе Донбасса.
Вместе с тем уже через месяц с небольшим, 31 декабря, заканчивается срок, на который был продлен этот закон, так и не вступивший в силу. В Киеве до сих пор не определились с его перспективами, пытаясь переложить ответственность за реализацию своих политических обязательств на «нормандский формат».
Напомним, что рекомендации «нормандского» саммита в Париже 9 декабря 2019 года предусматривают необходимость согласования всех правовых аспектов, связанных с закреплением особого статуса Донбасса, как это предусмотрено «Комплексом мер» — то есть с учетом мнения представителей Донецка и Луганска в Контактной группе. Не стоит забывать о необходимости закрепления особенностей самоуправления отдельных районов Донецкой и Луганской областей в конституции Украины в соответствии с п. 11 «Комплекса мер», введения в силу закона об амнистии (п.5), согласования модальностей проведения местных выборов (пп. 4, 9 и 12).
На этом фоне прогрессу не способствуют постоянно звучащие из Киева призывы чуть ли не к «тотальной люстрации» в Донбассе, исключении из политического будущего региона тех, с кем украинские власти де-факто имеют дело, в том числе в рамках Контактной группы.
Более того, продвигаемая сегодня представителями Украины концепция переписывания «Минска» вообще ставит под вопрос все перспективы урегулирования.
От заявлений о якобы необходимости «модернизации» Минских соглашений Киев перешел к практическим предложениям — идеи положены на бумагу, получили название «план совместных действий» и были представлены на прошлой неделе в Контактной группе.
В нынешнем виде этот документ не только игнорирует ряд существенных предписаний «Комплекса мер», но и предполагает, по сути, принуждение отдельных районов Донбасса к капитуляции посредством установления военного контроля над его территорией без каких-либо политических гарантий населению.
Представленные Киевом наработки стали предметом внимания в ходе видеоконференции внешнеполитических советников лидеров «нормандского» формата 13 ноября.
Сложной остается и гуманитарная обстановка. В своем онлайн-обращении к донбассцам 14 ноября президент В. Зеленский заявил, что для них «Украина открыта во всех смыслах этого слова». Вместе с тем он не обозначил ни конкретных сроков, ни даже намерений снять социально-экономическую, торговую и транспортную блокаду региона.
Нет сомнений и в том, что акция по спешному открытию Киевом пунктов пропуска на линии соприкосновения в Луганской области носила исключительно пропагандистский характер.
Так, после закрытия 15 октября единственного в этом регионе пункта пропуска в Станице Луганской сотрудникам Госпогранслужбы Украины, осуществляющим контроль пропуска граждан, оставались не понятны гуманитарные основания и критерии для такого пропуска — Спецмониторинговая миссия (СММ) ОБСЕ на Украине сообщала об этом в своем отчете за 24 октября. Под предлогом сложной эпидемиологической ситуации запрет на полноценную работу этого пункта пропуска был продлен до 15 ноября. Более того, правительством Украины параллельно было подготовлено решение о введении по всей стране «карантина выходного дня», которое вступило в силу на прошлой неделе. Несмотря на это, 10 ноября украинская сторона в одностороннем порядке открыла этот и другие пункты пропуска на линии соприкосновения, при этом не потрудившись уведомить о своих планах представителей Донбасса в Контактной группе.
Проблема коснулась и подготовленных к запуску в соответствии с поручениями «нормандского» формата пунктов пропуска на окраинах населенных пунктов Счастье и Золотое, синхронное открытие которых по обе стороны от линии соприкосновения оказалось сорвано.
Киевом не были своевременно задействованы механизмы профильной подгруппы Контактной группы для согласования с Донецком и Луганском особенностей функционирования пунктов пропуска в условиях эпидемии коронавируса. Неудивительно, что в Донбассе шаги Киева по одностороннему открытию 10 ноября переходов через линию соприкосновения были восприняты как провокация.
Судя по всему, в этот день украинские власти решили цинично сыграть на желании простых людей вернуться домой и увидеться с родными, обрекая их на напрасное ожидание пропуска. Лишь сегодня, 19 ноября, была созвана тематическая видеоконференция подгруппы.
Можно вспомнить и то, как Киев долгое время не давал луганчанам гарантий безопасности для строительства пропускной инфраструктуры около Счастья и Золотого, а также отказывался информировать через механизмы Контактной группы о ходе работ на своей территории. Или как в одностороннем порядке «пересмотрел» достигнутую в Контактной группе договоренность, что пункт пропуска в Счастье должен стать первым в Луганском регионе для пропуска автомобильного транспорта, в том числе гуманитарных конвоев.
Кстати, о том, что гуманитарные критерии должны учитываться при решении вопроса о запуске работы новых пунктов пропуска на линии соприкосновения, было условлено на саммите в «нормандском» формате 9 декабря 2019 года в Париже и зафиксировано в его итоговом коммюнике.
Весьма кощунственно в этой ситуации выглядят и призывы некоторых государств-участников к России обеспечить запуск пунктов пропуска ополченцев. Куда уместнее было бы настаивать на прямом результативном диалоге Киева с Донбассом в Контактной группе для решения проблемы.
Провокационные действия украинской стороны не ограничиваются односторонним открытием пунктов пропуска на линии соприкосновения. В частности, 11 ноября вооруженные силы Украины проводили военные учения вблизи формально открытого пункта пропуска «Новотроицкое» в Донецкой области (отчет СММ за 12 ноября). На следующий день в Луганской области в окрестностях подконтрольного украинским военным н. п. Счастье зафиксированы учения с боевой стрельбой (отчет СММ за 13 ноября).
И, конечно, не могут не беспокоить зафиксированные СММ факты подвоза вооружений ВСУ на железнодорожные узлы в Донбассе — лишь за последние четыре дня свыше шестидесяти танков и более десятка тяжелых крупнокалиберных вооружений, все из которых находились вне выделенных мест хранения.
В нынешних условиях от команды В.Зеленского требуются не просто заявления о приверженности политико-дипломатическому разрешению кризиса на востоке страны, а конкретные практические шаги. Все элементы успеха хорошо известны — это субстантивный диалог Киева с представителями Донбасса в Контактной группе по всем аспектам урегулирования.
Помимо насущных гуманитарных и социально-экономических вопросов, неотложные усилия требуются для взаимосвязанного продвижения в сфере политики и безопасности — как условлено в «нормандском формате».
В очередной раз призываем ОБСЕ и внешних кураторов Украины максимально задействовать свое неоспоримое влияние на руководство этой страны, чтобы побудить действовать в интересах мира и гражданского согласия, в целях скорейшего выполнения «Комплекса мер» на основе прямого и результативного диалога Киева с Донецком и Луганском.
Благодарю за внимание».