Русский святой доктор
На прошлой неделе у Федора Петровича Гааза был день рождения, грех не вспомнить.
Забавно, что врач с таким псевдонимом, что называется, «ни разу» не был не только происхождению русским, но даже и православным. Доктор Friedrich Joseph Laurentius Haass был урожденный немец и католик, но жил и врачевал в России, а поступки его и чистота души оказались столь яркими, что любой народ был бы рад признать его своим.
Судите сами: плату за лечение брал только с богатых пациентов, бедняков не только лечил бесплатно, но и за свой счет покупал им лекарства, дарил одежду и небольшие деньги на пропитание. Финансировал строительство больниц и библиотек для заключенных.
Гааз столь настойчиво хлопотал об облегчении участи для каторжных, что Московские чиновники считали его почти юродивым. Для него не было зазорно бухнуться на колени перед государем, чтобы выпросить помилование для приговоренного – и ему уступали!
Его волчью шубу знали в каждой тюрьме, так часто он приходил навещать и лечить арестантов. С шубой этой даже была история.
Как-то ночью Федор Петрович спешил к больному. В Малом Казенном переулке на него напали грабители и велели снять старую шубу. Доктор начал ее стягивать и приговаривать: «Голубчики, вы меня только доведите до больного, а то я сейчас озябну. Месяц февраль. Если хотите, приходите потом ко мне в больницу Полицейскую, спросите Гааза, вам шубу отдадут». Те как услышали: «Батюшка, да мы тебя не признали в темноте! Прости!» Разбойники бросились перед доктором на колени, потом не только довели до пациента, чтобы еще кто-нибудь не ограбил, но и сопроводили назад. После этого происшествия нападавшие дали зарок более никогда не лихоимствовать. Один из них впоследствии стал истопником в больнице Гааза, а двое других — санитарами.
Его не стало в августе 1853-го, после короткой болезни. Из огромного его богатства остались лишь та самая волчья шуба, и орден Святого Владимира 4-й степени, который он носил, никогда не снимая. Остальное было потрачено на нужды неимущих больных и заключенных.
На кладбище Федора Петровича провожала 20-тысячная толпа, это каждый 10й человек в тогдашней Москве. Губернатор распорядился выслать казачью сотню для охраны процессии. Казаки, даром, что с далекого Дона, шли за гробом пешком, ведя коней в поводу.
В 2018м католическая церковь причислила доктора Гааза к лику святых.