Вирус как экзамен: в Германии заговорили о распаде ЕС
Пандемия стала для Евросоюза самым тяжёлым испытанием с момента его создания, и он может с ним не справиться, пишут на страницах Der Tagesspiegel бывшие министры иностранных дел Германии Йошка Фишер и Зигмар Габриэль.
Но вирус «моя страна на первом месте» ещё опаснее нового заболевания, предостерегают они, и призывают разработать «план Маршалла» для спасения Италии, Испании и Франции.
«Европа сейчас нужны две вещи: совместная помощь, пока кризис идёт, и общая программа восстановления после кризиса, — пишут дипломаты. — Если мы сейчас бросим Италию и Испанию на произвол судьбы, то они никогда не простят этого Европе и главным образом Германии. А ведь именно так мы сейчас и поступаем», — пишут экс-министры.
Экс-министры считают, что пандемия потенциально может привести к «развалу Европейского союза». По их словам, ЕС стоит перед самым тяжёлым испытанием с момента его создания, и он может с ним не справиться: «Вместо этого мы видим, как такие державы как Россия и Китай эффектно оказывают помощь, чтобы обратить внимание именно на этот недостаток Европы. Очевидно, что при этом они как минимум преследуют не только гуманитарные, но и политические цели».
Жизнь в Европе может превратиться в «игру с нулевой суммой», при которой, чтобы выиграло одно из национальных государств, другое должно обязательно проиграть. Этот принцип превратился в главное кредо внешней политики главы Белого дома Дональд Трамп.
«И теперь этот вирус „моя страна на первом месте“, похоже, заразил и Европу», — сетуют Фишер и Габриэль.
Тык!
Германия поставляет медицинское оборудование в Италию, Францию и Испанию, а также забирает к себе самых тяжелобольных пациентов, признают дипломаты. Но на фоне тысяч смертей, повальной безработицы и серьёзных социальных проблем такая помощь — это всего лишь «капля в море». Поэтому Берлину нужно разработать своеобразный трёхступенчатый «план Маршалла».
В качестве первого шага нужно оказать партнёрам сиюминутную медико-гуманитарную помощь. Во-вторых, в среднесрочной и долгосрочной перспективах — кредитную помощь. И, в-третьих, запустить программу поддержки инноваций для обеспечения социальной и экономической безопасности в будущем. При чём особую роль в этом процессе должна сыграть именно Германия, которая извлекает для себя наибольшую выгоду из членства в Евросоюзе. «Мы заработали деньги даже на кризисе в Греции», — напоминают Фишер и Габриэль.
При этом финансовая помощь должна оказываться без оглядки на критерии Маастрихтского договора, объясняют экс-министры.
«В одиночку ни Италия, ни Испания не способны взять на себя новый госдолг на восстановление своих стран, — объясняют они. — Обязательства по выплате процентов и, возможно, даже погашению кредита должна взять на себя Европа».
Для этого необходимо создать новые финансовые инструменты. «Иначе праворадикальные силы в обеих странах вновь начнут подогревать националистические настроения против ЕС».