Падение рубля — это надолго?
Саудиты объявили экономическую войну своим конкурентам по нефтяной отрасли. И кто в этой войне выйдет победителем пока неизвестно.
Ксения Юдаева, первый зампред ЦБ РФ, рассказала в интервью каналу «Россия 1», что «в последние дни нестабильность на глобальных финансовых рынках усилилась».
«Было большое падение, а сегодня некоторый отскок с утра наблюдается. Конечно, всех беспокоит, что в этой ситуации будет происходить в российской финансовой системе, насколько она устойчива, — рассказала она в начале недели.
— В последние годы мы проводили политику по повышению устойчивости российской финансовой системы. Сейчас на рынке нет откровенно слабых банков. Банки накопили запасы и капитала, и ликвидности. Мы постоянно проводим анализ устойчивости финансовой системы разного рода к внешним колебаниям. И наш анализ показывает, что система должна быть устойчива».
Российский экономист Михаил Хазин в эфире «60 минут» высказал свою точку зрения о том, какие процессы происходят сейчас в мировой экономике и как они влияют на ситуацию.
«На самом деле просто есть несколько независимых процессов. Первый процесс — это масштабная коррекция на финансовых рынках, которая идёт уже недели две. Вторая тема — это ультиматум Саудовской Аравии, который был нам предъявлен на прошлой неделе… Я не буду сейчас влезать, почему это было нужно Саудовской Аравии и её старшему партнёру — Соединённым Штатам Америки, это было нужно. Третье — то, что, к сожалению, руководители, наши денежные власти как-то не учли, что в понедельник у нас выходной...» — отметил он.
При этом Хазин подчеркнул, что «девальвация на 67 процентов — это рост цен в наших магазинах на 10 процентов».
«Центральный банк допустил девальвацию рубля, забыв про то, что в понедельник выходной . Это серьёзная ошибка. Ну, или он специально забыл, или ещё чего-то… Но с точки зрения экономической — ничего особо не произошло, — заверил Хазин.
Подъём рынка, возможно, обусловлен тем, что трейдеры скептически оценивают угрозы Саудовской Аравии о резком увеличении добычи. Как подчеркнул директор Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов, «война идёт между основными игроками».
«Американцам сейчас не выгодны низкие цены на энергоносители. Соответственно, Трампу идти на избирательную кампанию с просаженной экономикой, а особенно в штатах, в которых он избирается типа Техаса, где осуществляется сланцевая добыча, или Северной Дакоты, это не выгодно», — отметил Абзалов.
С его слов, «саудиты пытаются провернуть тот же самый манёвр, который они делали до этого», пытаясь «демпинговать на рынке». Эксперт считает, что «проблема не в том, что они заявили, что они собираются увеличить добычу, а в том, что предложили скидку 6-8 долларов по каждому из рынков, причём, включая наш европейский рынок».
«У саудитов бюджет свёрстан — более 40-50 долларов за баррель. Он уже дефицитен. И Саудовская Аравия на самом деле долго не продержится, как и в прошлый раз. Не продержится и несколько месяцев на этом формате», — уверен он.
Что касается нас, то Абзалов заметил, что избежать «фундаментального падения» удалось за счёт продаж валюты ЦБ вместе с российскими госкомпаниями. Он уверен, что «при эффективной политике регуляторов, продаже валюты и за счёт бюджетного правила и за счёт накопленных резервов мы можем спокойно отбиваться несколько месяцев». Доллар же вернётся примерно к прежнему курсу, если будет «стабилизация цены на нефть в ситуации с коронавирусом», добавил эксперт.
Между тем, как сообщала «Русская Весна», из-за резкого падения цен на нефть и эпидемии коронавируса резко подскочили цены на золото — до 1700 долларов за унцию. Это рекорд, который мир не видел с 2012 года.