День получил свое название в честь святой Агаты (Агафии) — христианской мученицы, жившей в 3 веке. Согласно преданию, она родилась на Сицилии в богатой семье. В молодости Агата отвергла домогательства городского префекта, а тот, пользуясь антихристианскими законами, подверг ее преследованиям. Несмотря на пытки девушка не отказалась ни от своих моральных принципов, ни от веры. На Руси святая почиталась как покровительница домашнего скота. Чтобы предохранить коров от падежа, крестьяне в этот день убирали хлев старыми лаптями, пропитанными дегтем, — говорили, что коровья смерть от них бежит без оглядки. С этой же целью совершали и другие действия: например, вешали корове на рога куски хлеба или опахивали деревню сохой, в которую впрягали вдову (считалось, что такую борозду нечистая сила не может перешагнуть).
Коровьей смерти в этот день опасались не случайно. К Агафьиному дню в неурожайные годы обычно заканчивалось сено, и по хлевам начинал ходить мор — Голодуха (отсюда второе название этой даты). Коровы, которым корма нужно было больше всего, страдали от голода в первую очередь.
С этим днем связано множество поговорок — в первую очередь, о коровах: «Агафья-коровница, береги коров»; «Корова в тепле — молоко на столе»; «Корову бить — молока не пить»; «Избил дед бычка, да хватился молочка»; «Сметанку любить — коровку кормить». Агафья считалась также заступницей от пожара. В день ее памяти освящали хлеб, который хранили в доме как надежное средство от «красного петуха». В случае пожара этот хлеб нужно было бросать либо в огонь, либо, наоборот, в чистое поле, в сторону от избы. Кроме того, на Агафью было принято поминать предков, отошедших в мир иной. В Агафьин день наблюдали за погодой: если было тепло, то и в ближайшем будущем холодов не предвиделось. В то же время мороз предвещал дружную весну, сухое и жаркое лето.
1. Крестьяне верили, что в Агафьин день свирепствует коровья смерть – злой дух, нападающий на коров. Чтобы защититься от него, надо не только помолиться святой, но и опахать поле, согласно старинному обряду. Проводили его женщины, выходили ночью в условленное место и обходили с сохой всю деревню, отмечая перекрестки крестами. Соха проводила борозду, за которую коровья смерть не смела заступить. Если во время этого обряда на пути попадалось животное, его убивали, так как думали, что дух принял его облик.
2. 18 февраля считается днем поминовения усопших. Следует помянуть умерших родственников и помолиться за их души в храме. Особенно усердно следует молиться за тех, кто умер насильственной смертью.
3. Если на Агафью тепло – морозы закончились.
4. Если на улице морозно – лето будет сухим и теплым.
5. Спать в ночь на Агафью не полагалось, иначе бесы из ада проникнут в дом через трубу. Чтобы не встретиться с силами тьмы, трубы замазывали глиной, а щели затыкали цветками чертополоха.
6. Для крестьян наступает голодное время – хлеб и корма к 18 февраля заканчивались почти в каждом дворе.
© Calend.ru