15 февраля 1820 г. 200 лет назад
Физик Ханс Эрстед обнаружил магнитное действие электричества
Физик Ханс Эрстед обнаружил магнитное действие электричества Ханс Кристиан Эрстед
В 1820 году датский профессор физики 43-летний Ханс Кристиан Эрстед (дат. Hans Christian Ørsted, 1777—1851) демонстрировал на лекции несложный опыт по электричеству. При демонстрации он обнаружил, что электрический ток, проходящий по проволоке, оказывает воздействие на магнитную стрелку компаса, находящуюся под ней. По одной из версий это произошло 15 февраля 1820 года.
Это открытие не было случайностью. Научная деятельность Эрстеда построена на убежденности связи между электричеством и магнетизмом. В некоторых источниках даже указывается, что Эрстед якобы всюду носил с собой магнит, чтобы непрерывно думать о связи магнетизма и электричества.
Продемонстрировав, как магнитная стрелка поворачивается под действием тока, протекающего по проводу расположенного вблизи компаса, Эрстед открыл еще и вращающий момент сил, до этого науке неизвестный.
Новость об открытии Эрстедом взаимодействия электрического поля и магнита быстро облетела всех физиков. Это дало толчок к выдвижению и развитию новых гипотез и объединило развивающиеся параллельно учения об электричестве и магнетизме.
Уже в июне 1820 года Эрстед печатает на латинском языке небольшую работу под заголовком: «Опыты, относящиеся к действию электрического конфликта на магнитную стрелку».
После своего открытия Эрстед стал всемирно признанным учёным. Он был избран членом многих наиболее авторитетных научных обществ: Лондонского Королевского общества, Парижской Академии, а в 1830 году его избрали почетным членом Петербургской академии наук.
Он продолжил заниматься наукой — в 1823 году независимо от Ж.Фурье открыл термоэлектрический эффект и создал первый термоэлемент. Изучал сжимаемость и упругость жидкостей и газов, изобрёл пьезометр, пытался обнаружить электрические эффекты под действием звука. Занимался он и молекулярной физикой.
15 февраля 1895 г. 125 лет назад
День рождения Российской академии музыки имени Гнесиных
День рождения Российской академии музыки имени Гнесиных Дом на Собачьей площадке, где в 1900-1962 годах располагались учебные заведения им.Гнесиных (Фото: wwwgnesin-academy.ru)
Началом долгой истории создания и становления большого комплекса учебных заведений имени Гнесиных является 15 февраля 1895 года – именно в этот день первая ученица пришла в «Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных», – одно из маленьких частных музыкальных учебных заведений, активно открывавшихся в тот период в Москве. С той поры дата 15 февраля отмечается как традиционный праздник гнесинцев – всех воспитанников учебного заведения уже многих поколений.
Как и другие частные школы, эта школа была основана выпускницами Московской консерватории: две ее руководительницы – сестры Евгения и Елена Гнесины были ученицами директора консерватории, крупнейшего организатора и педагога-пианиста В.И. Сафонова. Принципы обучения, сформированные в тот период в консерватории, легли в основу работы училища (тогда это было единое учебное заведение для детей и взрослых, без привычного ныне разделения на училище и школу).
Популярность школы и ее авторитет быстро росли. Пять сестер Гнесиных, бывших энтузиастами своего дела, посвятивших всю жизнь музыкальной педагогике, всю жизнь прожили в том же доме, где размещалось их детище, и атмосфера гостеприимного дома неизменно привлекала и учеников, и коллег. Учившиеся в самый блистательный период истории консерватории, жившие в окружении деятелей искусства Серебряного века, они неизменно стремились к тому высшему профессиональному уровню, который соответствовал бы критериям их учителей и друзей – самых выдающихся музыкантов своей эпохи.
Крупнейшие музыканты с большим вниманием относились к работе училища Гнесиных, оказывая им большую поддержку, а некоторые – Р.М. Глиэр, А.Т. Гречанинов, Е.А. Бекман-Щербина – и стали педагогами молодого учебного заведения. Уже в дореволюционный период школа Гнесиных завоевала самую высокую репутацию и выделилась целым рядом важных педагогических начинаний, самым знаменитым из которых стало создание первого в Москве детского школьного хора.
Елена Фабиановна Гнесина, будучи основателем и бессменным главой учебных заведений (в общей сложности она возглавляла их 72 года!), благодаря своей непреклонной воле, неиссякаемой энергии и самоотверженности, сумела сохранить и постоянно расширять масштабы учебных заведений на самых крутых поворотах истории. В 1919 году школа стала государственной.
Всего за годы существования вуз окончили более 12 тысяч специалистов. Выпускники института быстро завоевали ведущие позиции в музыкальных организациях по всей стране, а затем и за рубежом. Многие стали руководителями знаменитых коллективов, ведущими солистами главных оперных театров.
Среди них – самые знаменитые музыкальные имена в разных жанрах, например, З.Долуханова, Е.Светланов, М.Таривердиев, В.Федосеев, Т.Докшицер, Л.Зыкина, К.Иванов, Е.Кисин, Ю.Казаков, И.Кобзон, Н.Некрасов, А.Рудин, В.Дашкевич, Д.Тухманов и многие другие.
Целый ряд известных ныне хоров, оркестров, ансамблей вышло из студенческих коллективов института-академии – это Московский камерный хор под управлением В.Минина, фольклорный ансамбль под руководством Д.Покровского, камерный оркестр «Российская камерата», капелла мальчиков под управлением В.Судакова и другие.
В последние годы академия все больше развивает международные контакты: постоянны выезды профессоров с мастер-классами и лекциями, многие студенты приезжают для полного курса обучения или стажировки из разных стран.
15 февраля 1919 г. 101 год назад
День рождения Большого Драматического Театра (сегодня – БДТ имени Товстоногова)
День рождения Большого Драматического Театра (сегодня – БДТ имени Товстоногова) Здесь начинался БДТ
Осенью 1918 года комиссар по делам театров М.Ф. Андреева подписала декрет о создании в Петрограде (сегодня – Санкт-Петербург) Особой драматической труппы – так первоначально назывался театр, знаменитый сегодня во всем мире под аббревиатурой БДТ.
Большой драматический театр открылся 15 февраля 1919 года трагедией Ф.Шиллера «Дон Карлос», начав свои выступления в Оперной студии Консерватории.
На должность председателя Директории Большого драматического был назначен Александр Блок, который по существу стал первым художественным руководителем БДТ. Выдвинутый Максимом Горьким лозунг «Героическому народу – героический театр!» получил воплощение в репертуаре БДТ. На сцену театра выходили герои У.Шекспира, Ф.Шиллера, В.Гюго. Они утверждали идеи благородства, противопоставляя честь и достоинство хаосу и жестокости окружающего мира.
В первые годы жизни БДТ существенную роль в определении его художественного облика играли художники. Каждый из них: и вышедшие из объединения «Мир искусства» А.Н. Бенуа и М.В. Добужинский, и архитектор-монументалист В.А. Щуко делали это по-своему. Но именно они сформировали торжественный, поистине великолепный стиль раннего БДТ.
Наступление новой эпохи совпадало с непростыми, а порой и трагическими переменами внутри самого театра. В 1921 году на несколько лет уехали из России М.Ф. Андреева и Максим Горький, не стало А.А. Блока. В новых поисках театра большую роль сыграла режиссерская деятельность ученика В.Э. Мейерхольда, К.К. Тверского. В середине двадцатых годов репертуар БДТ определяют в первую очередь пьесы современных драматургов.
В начале 1956 года труппе театра был представлен новый главный режиссер. Так в театре началась эпоха, имя которой Георгий Александрович Товстоногов. Товстоногов создал театр, который на протяжении десятилетий неизменно оставался лидером российского театрального процесса. Созданные им спектакли: «Лиса и виноград» Г.Фигейредо, «Идиот» Ф.Достоевского, «Пять вечеров» А.Володина, «Варвары», «Мещане» и «На дне» М.Горького, «Горе от ума» А.Грибоедова, «Ревизор» Н.Гоголя, «Три сестры» А.П. Чехова, «Прошлым летом в Чулимске» А.Вампилова, «Энергичные люди» В.Шукшина, «Три мешка сорной пшеницы» В.Тендрякова, «История лошади» Л.Н. Толстого, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского и многие другие становились событиями в театральной жизни не только Ленинграда, но и всей страны, поражая новизной трактовки, оригинальностью режиссерского взгляда.
По крупицам, личность к личности, Товстоногов собрал ансамбль уникальных актерских индивидуальностей, составивших лучшую драматическую труппу страны. Роли, сыгранные на сцене БДТ, принесли известность И.М. Смоктуновскому, О.И. Борисову, раскрыли яркие дарования Т.В. Дорониной, А.Б. Фрейндлих, Н.Н. Усатовой, Е.А. Лебедева, С.Ю. Юрского, Е.З. Копеляна, П.Б. Луспекаева, П.П. Панкова, Э.А. Поповой, В.И. Стржельчика, В.П. Ковель, В.А. Медведева, М.В. Данилова, Ю.А. Демича, Н.Н.Трофимова, К.Ю. Лаврова, А.Ю. Толубеева, Л.И. Малеванной и других.
Эстафету Товстоногова, который ушел из жизни в 1989 году, принял Кирилл Лавров. Всю свою волю, энергию, актерский и человеческий авторитет он направил на то, чтобы сберечь особый сценический менталитет и мощный генетический код, заложенный Товстоноговым. 27 апреля 2007 года театр простился с Лавровым. Художественным руководителем Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова стал Народный артист России и Грузии Т.Н. Чхеидзе, который прослужил на этом посту до 2013 года. Новым художественным руководителем театра стал А.А. Могучий.
Календарь событий