Во времена поклонения языческим богам, на Руси существовал праздник Весеннего Равноденствия, который отмечали 22 марта. Именно этот день в годичном круговороте считали Новым годом, когда на смену Зиме, которая олицетворяла угасание и смерть, – приходила Весна, символизирующая возрождение и обновление. В древности все праздники и обряды были связаны с Природой и земледельческим циклом, поэтому и начало нового года связывали с началом земельных работ.
Новое летоисчисление появилось на Руси после ее Крещения в 988 году. По юлианскому календарю, которого придерживался весь тогдашний христианский мир, началом нового года стало 1 марта.
В XV веке в очередной раз, согласно решениям Никейского Собора, христианская церковь официально перенесла начало года на 1 сентября. Укрепляя свои позиции, церковь все больше принимала участие в государственной жизни и всячески старалась использовать религию как идеологию государства.
Таким образом, день Симеона, первого столпника, который праздновали 1 сентября, – стал началом нового летоисчисления. Это был торжественный церковный праздник, а также день уплаты оброков и податей.
Как и все новое, обновленная дата приживалась с трудом, еще долгое время люди придерживались традиций и отмечали новогодний праздник весной.
Очередные изменения в календаре постигли Русь в 1699 году.
Тогда Петр I предписал считать началом нового года 1 января по григорианскому стилю, поскольку уже больше сотни лет вся Европа придерживалась григорианского календаря, и считала 1 января началом года. В это же время Петр I ввел новое летоисчисление, то есть года стали считать не от Сотворения мира, а от Рождества Христова.
Однако православная церковь не приняла изменения и продолжала жить по юлианскому календарю. Поэтому все, что смог сделать Петр I в то время – это перенести дату начала нового года.
Проводя в жизнь свои указы как всегда кардинально, Петр I запретил каким-либо образом праздновать 1 сентября, а Новый Год отмечать с размахом и не хуже чем в Европе, объявив об этом на Красной площади посредством своего указа:
"Впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова, а по большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых. А людям скудным каждому, хотя по деревцу или ветке на вороты, или над храминою своею поставь..."
Новый 1700 год праздновали с поистине российским размахом и удалью. Парад на Красной площади, фейерверки, народные гуляния и всяческие забавы получили свое признание именно в этот год – первый год празднования светского, а не церковного праздника.
Очередные кардинальные перемены и реформу календаря принесла в нашу страну и Октябрьская революция.
Тогда, 24 января 1918 года, Совет Народных Комиссаров принял "Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря". Наконец летоисчисление на Руси было приведено в соответствие со всем христианским миром.
Таким образом, новогодние праздники по старому стилю стали соответствовать 13-му январю нового календаря.
А мы не упустили такую возможность и стали праздновать два Новых Года.
Традиции празднования Старого Нового Года
В язычестве день 13 января приходился на день празднования явления богини Макоши или Меланки-Воды. В этот день она вместе с Василием-Луной, день которого отмечали 14 января, приходят на землю с вестью о грядущем. Чтобы вести были добрыми, полагалось принять дорогих гостей богатым угощением, поэтому этот день еще называли Щедрым.
Традиции празднования Старого Нового не сильно отличались, но были в каждом регионе России свои. Так, например, в Тульской области по горнице рассыпали пшеницу, молясь при этом о богатом урожае. Глава семьи затем собирал все зерно и хранил его до первого сева.
На Украине прямо перед 13 января белили печи, поэтому в новогоднюю ночь на ней никто не спал, так как считалось, что печь "отдыхает". Щедрувальники или ряженные на Украине с веселой музыкой и шутками ходили по домам и "щедровали" или пели песни за угощение. Девушки шли отдельно и пели под окнами, а парни просились "щедровать" в дом.
Распространенным на Руси считался и обряд хождения по домам, с целью угоститься каким-либо блюдом из свинины. Чтобы новый год был успешным и благодатным, в ночь на Василия необходимо было накормить гостей пирогами со свиной начинкой, запеченными свиными ножками, а также следовало поставить на праздничный стол свиную голову. Связан этот обычай был с тем, что Василия считают покровителем свиноводов. Видимо, с тех пор и существует традиция "новогоднего холодца".
А вот традиция лепить вареники с неожиданной "начинкой" берет свои корни с европейских пирожков с сюрпризом. Почти в каждом российском доме, готовясь к веселому застолью, всей семьей лепят вареники с начинкой, в которую помещают маленький сюрприз: монетку, записочку или предсказание. Это шуточное гадание ждут с нетерпением все, и такие вареники идут на ура.
На Старый Новый год, как и на святки, никак не обойтись без гаданий, поэтому взрослые гадали на урожай, а молодежь на любовь. Наиболее известны и традиционны несколько способов новогодних гаданий:
Гадание на свечах
От восковой свечи отрезали кусочек и топили его над пламенем, затем растопленный воск выливали в холодную воду, где он, застывая, показывал причудливые фигуры. Каждый желающий узнать свою судьбу толковал эти фигуры по-своему.
Гадание на бумаге
На полосках бумаге писали сокровенные желания, затем выкладывали их по краю емкости, в которую наливали воду. По воде пускали зажженную свечу, помещенную в половинку скорлупы ореха, и ждали, к какому желанию на бумаге приплывет свеча.
* * *
Старый Новый Год и сегодня является неотъемлемой частью новогодних праздников, отмечается так же весело и радостно, но уже более спокойно, без суеты, сопровождающей последние дни декабря.
инет