Первый взрыв на заводе произошёл сразу после полуночи. Очевидцы сообщают об ужасном пожаре и о том, что взрывной волной выбило окна во множестве домов в соседних кварталах. Второй взрыв произошёл в среду днём, запустив огненный шар высоко в небо, и вызвав новую волну эвакуации.
«Этот взрыв привёл в движение дистилляционную башню, которая была похожа “на ракету”» — рассказал Джефф Браник, который живёт рядом с заводом, чьи двери дома покосило ещё во время первой взрывной волны.
Он возглавляет Управление по чрезвычайным ситуациям округа, служит окружным судьей и является главным выборным должностным лицом в округе Джефферсон.
«Беспокойство заключается в том, что ещё один такой взрыв на нефтебазе — и результаты будут катастрофическими», — сказал судья Браник
У него состоялся разговор с губернатором Грегом Эбботтом, после чего тот написал в Твиттере, что к ситуации привлекли несколько государственных учреждений, в том числе Техасскую комиссию по качеству окружающей среды и местных чиновников, которым предоставили все полномочия для решения проблемы».
Взрывы на нефтезаводах гремят постоянно
Взрывы на нефтеперерабатывающих заводах — это распространённое явление в богатом на нефть Техасе.
Местное население, которое живёт посреди разросшихся нефтяных и химических комплексов, рассредоточенных в юго-восточной и восточной части Техаса, давно привыкло к пожарам и ложным тревогам, как жители Оклахомы к торнадо и калифорнийцы к землетрясениям.
В одном только округе Джефферсон находятся четыре нефтеперерабатывающих завода и 32 химических завода, и историю этого региона можно рассказывать, перечисляя, где и в каком месте произошёл тот или иной взрыв.
16 апреля 1947 года в результате взрыва на корабле с нитратом аммония случился огромный пожар, который привёл к сотням жертв. Это произошло в чуть более чем 160 километрах к западу от Порт-Нечеса и это была самая страшная авария за всю историю Америки.
«И эта мысль не покидает вашу голову, потому что эти нефтеперерабатывающие заводы находятся повсюду», — рассказала 23-летняя Эшлин МакДэниел, которая выросла в Порт-Нечесе и теперь работает предлагает населению услуги по страхованию жизни. Девушка не покинула своей квартиры в Недерленде, несмотря на приказ об эвакуации.
«Мы все думали: “Что, если один из них загорится однажды?” Но мы никогда не предполагали, что это может произойти на самом деле!» — сказала она.
Эвакуация населения
Масштабы и сроки эвакуации из Порт-Нечеса населения — а это более 10 процентов от общего числа проживающих в округе Джефферсон, которое составляет 255 000 человек — встревожили как самих жителей, так и чиновников. Прибавить к этому ещё всех, кто приехал к своим родственникам на праздники, — и мы получим огромную проблему.
В приказ об эвакуации вошли все жители Порт-Нечесе, Гровса, Недерланда и северной части Порт-Артура, а также некорпоративные сообщества Сентрал Гарденс и Боарт Гарденс.
Весь день Пэрриш Бёрд наблюдала, как «зловещий серо-зеленый» дым с завода сгущается над Недерландом, в котором проживает 17 500 человек.
Она была в банке, когда услышала об обязательной эвакуации после второго взрыва. Миссис Бёрд помчалась домой и сказала своей 20-летней дочери, чтобы она собрала свои вещи. После они отправились к родителям м-с Бёрд, прихватив продукты для блюд, которые женщина планировала приготовить на День благодарения. По словам женщины, ей пришлось «импровизировать».
«Я бросила все продукты в сумку», — вспоминает она, будучи в безопасности в доме своих родителей.
Во время первого взрыва, который произошёл около часа ночи, на заводе работала смена из 30 человек. По словам представителей химпредприятия, двое их сотрудников и подрядчик получили ранения, но все они были позже выписаны из больницы. В Управлении по чрезвычайным ситуациям сообщили, что пятеро жителей получили ранения от разбитого стекла.
Непонятно, что послужило причиной первого взрыва, который произошёл в дистилляционной башне, напоминающей зернохранилище. Это случилось в районе завода, который перерабатывает бутадиен — бесцветный газ, который используют для производства синтетического каучука и пластмассы.
«Я думала, что сплю», — рассказала 48-летняя Ким Джонс, чей дом отделён от завода только улицей и пустующим полем.
Двери её гаража прогнулись, а весь шитрок осыпался на пол. По словам женщины, её сосед упал со стула во время взрыва.
Она и её муж Дарен покинули дом и вернулись утром, чтобы собрать вещи, стараясь не вдыхать густой чёрный дым, который стоял кругом — поле горело всю ночь.
«Я боюсь дышать», — сказала она.
34-летняя Регина Марпл живёт примерно в 30 минутах езды от завода. Она сказала, что от взрыва она даже подпрыгнула.
«Я никогда не видела землетрясения, но думала, что это оно», — поделилась она.
Её муж был на смене в ту ночь, работая на другом заводе в Порт-Нечесе. М-с Марпл не знала, где произошёл взрыв и написала ему сообщение. Через 15 долгих минут он позвонил ей и сказал, что всё в порядке, избавив её от худших страхов.
«Я не могла дышать, пока не узнала, что он в безопасности», — сказала она.
В результате взрыва начался сильный пожар. Около 14 часов того же дня, когда ветер продолжал дуть с завода, рухнула колонна, после чего произошёл второй громкий взрыв и башня взлетела в воздух. Затем судья Браник расширил зону эвакуации.
Людей предупредили, что огонь слишком опасен. Объятое пламенем оборудование пытались тушить водой с тем расчётом, чтобы изолировать часть завода, отрезав трубопровод.
«Я не думаю, что нужно сосредоточиться на одном тушении пожара. Произошло самовозгорание находящихся там материалов, и надо дать окружающих цистернам охладиться», — отметил судья Браник в среду на утренней пресс-конференции.
Мэр Порт-Нечеса Гленн Джонсон добавил, что он был разбужен взрывом, который повредил его дом. Он живёт в районе, близком к этому заводу.
«Теперь я понимаю, что значит быть сбитым с постели, потому что ты быстро встал», — сказал Джонсон.
Он похвалил Texas Petroleum Chemical за оперативность и сотрудничество с местными чиновниками.
«Они всегда были очень добры к городу, и мы ценим их, поэтому наши сердца также обращаются к ним», — отметил Джонсон.
Но журналисты The New York Times подчёркивают, что с таким количеством пожаров и взрывов, которых было за последние годы, стоит вообще задуматься по поводу адекватности норм безопасности и гигиены труда, а также воздействия аварий на окружающую среду.
Так, в начале 2019 года на нефтехимическом объекте, расположенном на окраине мегаполиса Хьюстон, произошёл катастрофический пожар. За этим последовал ещё один — на химическом заводе, что на северо-востоке от Хьюстона, в результате которого один человек погиб, а двое получили тяжёлые ранения.
Смертельный взрыв в 2013 году на заводе по производству удобрений в Уэсте, штат Техас, — одно из самых серьёзных промышленных бедствий в истории штата — был настолько мощным, что его можно было сравнить с землетрясением шкалой 2,1 балла, которое уничтожило почти целый район. В 2016 году федеральные власти установили, что пожар был заранее спланирован.
Ещё один завод, принадлежащий французской химической компании, взорвался в 2017 году в техасском округе Кросби, примерно в 30 милях к северо-востоку от центра Хьюстона, когда город разразился тропической депрессией.
Кристал Холмс, пресс-секретарь шерифа округа Джефферсон, сказала, что потребуется время, чтобы оценить, был ли пожар в Порт-Нечесе «природной или техногенной катастрофой».
«Предположительно, что от огня пострадала только одна половина завода», — сказала Холмс.
При этом наибольшую опасность для населения, как отметил директор по безопасности TPC Group Трой Монк, представляют клубы дыма, возникшего при пожаре, которые могут вызвать раздражение дыхательных путей у людей, живущих поблизости.
Как сообщили в генеральном консульстве России в Хьюстоне, по имеющимся данным, среди пострадавших при взрыве на химическом заводе TPC Group в шт.Техас российских граждан нет. Генконсульство следит за развитием ситуации.
Справка
В TPC Group трудится около 175 штатных сотрудников и 50 подрядчиков. Площадь завода составляет 218 акров земли (88,22 гектаров — прим. РВ).
В дополнение к бутадиену завод производит рафинат, что является побочным продуктом переработки для производства химикатов.
На официальном сайте компании говорится, что их общая производственная мощность составляет более 900 миллионов фунтов стерлингов в год, а если перевести в рубли, то это около 74,5 миллиардов в год.