27 июля 1921 г. 98 лет назад Фредерик Грант Бантинг выступил с докладом о получении инсулина
В октябре 1920 года канадский физиолог Фредерик Грант Бантинг, работавший над созданием вакцины против сахарного диабета, выяснил, что если у собак препятствовать выделению пищеварительного сока из поджелудочной железы, то железистые клетки вскоре погибают, а островки остаются живыми, и сахарный диабет у животных не развивается. Этот факт заставил его задуматься над возможностью выделения из железы неизвестного фактора, способствующего снижению уровня сахара в крови. Бантинг поделился своими соображениями с профессором из Торонто Дж. Маклаудом. Идея молодого коллеги показалась ему абсурдной и даже смешной. Однако Бантингу всё-таки удалось убедить профессора поддержать проект. Летом 1921 года ему предоставили университетскую лабораторию и ассистента, а также выделили 10 собак. 27 июля 1921 года Фредерик Бантинг сообщил о получении нового препарата «айлетина» (первоначальное название инсулина).
11 января 1922 года, после множества успешных испытаний с собаками, страдающему диабетом 14-летнему Леонарду Томпсону была сделана первая в истории инъекция инсулина. Однако первый опыт применения инсулина оказался неудачным. Экстракт оказался недостаточно очищенным, и это привело к развитию аллергии, поэтому инъекции инсулина были приостановлены. Следующие 12 дней ученые напряжённо работали в лаборатории над улучшением экстракта. А 23 января Леонарду была введена вторая доза инсулина. На сей раз, успех был полным, не только не было явных побочных действий, но и у больного перестал прогрессировать диабет. За это революционное открытие Бантинг в 1923 году был удостоен Нобелевской премии. Бантинг сперва был сильно возмущён, что его помощник Бест не был представлен к награде вместе с ним, и поначалу даже демонстративно отказался от денег, но потом всё же согласился принять премию и свою часть торжественно разделил с Бестом. Патент на инсулин был продан Торонтскому университету за один доллар и вскоре началось производство инсулина в промышленных масштабах.
27 июля 1952 г. 67 лет назад Состоялось официальное открытие Волго-Донского канала
Первую попытку исправить «ошибки природы» и соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят к середине 16 века. В 1569 году турецкий султан Селим II, известный своим походом на Астрахань, направил 22 000 солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Однако всего спустя месяц турки отступили, заявив, по словам летописцев, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать». В конце 17 века попытку построить судоходный канал предпринял российский царь Петр I. По плану строительства канал должны были прорыть между притоками Волги и Дона, Камышинкой и Иловлей. Начало работ пришлось на 1697 год. Однако в 1701 году из-за Северной войны со Швецией строительство было свернуто. До 1917 года года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном. Однако ни один из них так и не воплотился в жизнь. В 1920 году по плану ГОЭЛРО правительство страны снова вернулось к проблеме создания канала. Однако проект строительства был создан лишь в середине 1930-х годов. Реализовать его помешала Великая Отечественная война. Работы по проекту возобновились в 1943 году, сразу по окончанию Сталинградской битвы.
Работами на трассе канала руководил опытный строитель и гидротехник Сергей Жук, руководивший строительством Беломоро-Балтийского канала и канала Москва-Волга. В феврале 1948 года, после утверждения схемы Волго-Донского комплекса на заседании Совета Министров СССР, начались земельные работы. Канал строился руками «врагов народа» – политзаключённых, осуждённых по 58 статье действующего в то время Уголовного Кодекса, и был закончен всего за 4,5 года. 31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. С 1 июня по каналу уже началось движение судов. Официальное открытие Волго-Донского судоходного канала, который соединил Волгу у Волгограда с Доном у города Калач-на-Дону, состоялось 27 июля 1952 года, когда ему было присвоено имя В.И. Ленина. Общая протяженность канала составляет 101 км, и для преодоления всего этого пути из Волги в Дон суда проходят 13 шлюзов. Сегодня средняя продолжительность навигации на Волго-Донском канале составляет примерно 211 суток. И за это время здесь проходит до 5000 судов. Пропускная способность канала оценивается в 16,5 млн. тонн грузов в год. Здесь действуют системы оперативной связи, навигационного ограждения судовых ходов.
© Calend.ru