Физическое или плотное тело.
2. Эфирное тело или тело жизни.
3. Астральное тело.
4. Кама – Манас или низший разум.
5. Высший Манас или Мыслитель.
6. Буддхи или духовная душа.
7. Атма или алмазная душа.
Чтобы лучше понять, можно представить себе человека с его семью телами в виде матрешки. Только в отличие от матрешки, где тела отдельных матрешек не входят друг в друга, у человека все тела пронизывают друг друга, взаимопроникают.
Рассмотрим отдельно каждый принцип (тело) в отдельности.
Первый Принцип – физическое тело, состоит из плотной физической материи и служит проводником для Эфирного и Астрального тела. Без физического тела человек не мог бы реализовать себя в физическом мире.
После смерти физического тела человек не умирает, но продолжает жить вначале в Астральном теле, затем в ментальном.
Второй Принцип – Эфирное тело. Эфирное тело состоит из астральной материи (энергии), но более плотной и грубой по своим вибрациям, чем Астральное тело. Эфирное тело является точной копией физического и пронизывает каждую его клеточку. Оно является жизненной энергией физического тела, т. е. телом жизни. Без эфирного тела физическое тело сразу становится мертвой, пустой оболочкой. Эфирное тело не только питает, но и скрепляет атомы физического тела между собой.
Поэтому при выходе эфирного тела во время смерти почти сразу же начинается распад атомов – процесс разложения.
Важную роль в насыщении физического тела эфирной энергией играет селезенка. Она является проводником солнечной (энергии) праны.
Третий Принцип – Астральное тело.
Это тело тоньше своими вибрациями, чем эфирное и так же, как и эфирное, является двойником, копией физического тела. Но, точнее говоря, именно астральное тело является матрицей, «клише», формой, по которой формируется физическое тело. При новом воплощении человека в земную жизнь вначале создается астральное тело, а физическое тело формируется в утробе матери в точном соответствии с астральным.
Астральное тело формируется в соответствии с кармическими наработками каждого человека. Астральное тело называют также витальным или телом чувств, эмоцией, страстей и желаний. Если это тело удалить из физического, то физическое тело утрачивает чувствительность. При введении наркоза астральное тело выделяется из физического, и человек утрачивает чувствительность. Астральное тело пронизывает собой и эфирное, и физическое, несколько выходя за пределы его.
У человека неразвитого, ведущего примитивный образ жизни, астральное тело слабое, тусклое, грязное. И на оборот, у человека, духовно и интеллектуально развитого, астральное тело хорошо сформировано, большое в размерах и сияет прекрасными утонченными цветами.
Во время сна астральное тело выделяется и путешествует в Астральном мире, пока его физический проводник отдыхает в своей постели. В Астральном мире во время сна происходит насыщение астральной энергией, что необходимо для жизнедеятельности организма человека. Потому каждому необходим полноценный сон.
Если человек приземлен своими интересами, омрачен жизненными невзгодами и мышление его сосредоточено лишь на этом, то его астральное тело во сне блуждает в низших Астральных сферах, созерцая жуткие, страшные или просто неприятные картины. Такие люди жалуются, что им снятся кошмары. Но человек с широким кругозором, одухотворенный возвышенными идеями, путешествует во сне в высших Астральных сферах, и сны его более приятны и интересны.
Бывают случаи спонтанного выделения астрального тела, т. е. независимо от воли человека, и тогда данный человек с удивлением наблюдает себя сидящим или лежащим, откуда – то со стороны. Такие же случаи известны и при потере сознания во время тяжелых заболеваний, при несчастных случаях, во время операции, а также во время клинической смерти.
Множество таких примеров описано в таких книгах, как «Жизнь после смерти» Моуди, «Путешествие вне тела» Р. Монро, «За пределами тела» Б. Уолкер, «Очевидцы бессмертия» П. Калиновского и другие. В книгах «Путешествие вне тела» и «За пределами тела» авторы описывают свою собственную практику осознанного выделения астрального тела с целью путешествий в этом тонком духовном теле.
Четвертый Принцип – Кама – Манас.
Это низшее ментальное тело, низший разум, интеллект. Оно принадлежит низшим составным началам человека, выражающим его личность и подлежит разрушению после каждого воплощения.
Все четыре низших Принципа (тела) смертны по своей природе, бессмертна лишь Высшая Триада, которую мы рассмотрим позже.
Строение Ментального тела напоминает собой овал. Оно гораздо меньше по своим размерам и состоит из тончайшей энергии, которую трудно увидеть даже астральным зрением. Размеры и качество Ментального тела зависят от качества мышления. У человека неразвитого, с ограниченным кругозором ментальное тело небольшое с преобладанием серых тонов.
У высокоразвитого человека, очищенного от дурных страстей, устремленного ко всему светлому и благородному, ментальное тело представляет собой прекрасное зрелище переливающихся, пульсирующих нежных и ярких световых оттенков.
Задача каждого человека изжить, победить все свои дурные наклонности, с тем, чтобы очистить и усовершенствовать свое Ментальное тело, чтоб заглушить голос своего низшего «Я» для более успешной эволюции.
Человека в буквальном смысле строит его мышление.
В Упанишадах – древнем источнике высших знаний говориться, что человек есть то, о чем он думает, т. е. качество мышления созидает человека. Поэтому необходимо воспитывать свой ум, контролировать свои мысли, избавляться от мелких, суетных, а также злых, корыстных, завистливых, мрачных и темных мыслей.
Мысль, как сильнейший вид энергии, является магнитом и притягивает к себе подобные же мысли. Низменные мысли притягивают к себе чужие подобные же мысли, окутывая человека безобразными мыслеформами и, наоборот, благородные, возвышенные мысли притягивают высшие прекрасные энергии, очищая и возвышая человека, преобразуют всю его природу и возносят душу его к слиянию с высшим «Я». От качества мышления, от духовного устремления зависит не только земная судьба, но и посмертное существование человека в Астральном и Ментальном Мирах.
Чем чище и добрее, бескорыстнее устремления, тем более прекрасные сферы ожидают человека в Тонких Мирах.
Но мысли низменные, недобрые, мрачные удерживают человека в низших слоях Астрального Мира, где мрак и тьма, и смрад, ибо там пребывают все отбросы человеческие. И очень трудно, а для многих невозможно, подняться из низших сфер к высшим, т. к. для этого необходимо очиститься, избавиться от всех страстей и желаний. Человек же, избавившийся от всего дурного уже при жизни земной, как стрела пролетает все низшие сферы при переходе в Мир иной, даже не осознавая их, и попадает в свою родственную сферу, соответствующую его внутреннему миру.
При переходе в Мир Ментальный, Мир Огненный, Мир Огненный, ибо мысль это огонь, человек сбрасывает астральное тело вместе с низшим Манасом, как до того он сбросил за ненадобностью физическое тело, и переходит, очищенный от всего земного дурного, тот план или подплан этого мира, которому он соответствует по уровню мышления и сознания. Там он пребывает в радости и блаженстве, отдыхая от земных проблем и страданий, накапливая силы для следующего воплощения. Это и есть рай христианской религии или Девачан восточных мистических Учений.
Продолжительность пребывания в этом мире зависит от собственных заслуг самого человека. Чем больше доброго и полезного он совершил, тем длительное пребывание в Девачане. При возвращении в новое воплощение, по пути на Землю, человек снова собирает все свои добрые и отрицательные, сброшенные при переходе в Мир Огненный энергии, на основе которых и формируется его Карма и его астральное, затем физическое тела. Что посеяли в предыдущей земной жизни, то пожинаем в следующим воплощении. Именно от наработок в предыдущем воплощении зависит наша судьба и наше здоровье в новом воплощении. Посеем бурю, пожинаем ураган.
Пятый Принцип – Высший Манас. Высший Манас – это Высший Разум, Мыслитель.
Высший Манас можно представить себе, как человеческую душу, вмещающую в себя чистый разум без примеси страстного начала, включающего в себя все дурные склонности и пороки человеческие.
Высший Манас вмещает в себя все положительные накопления предыдущих воплощений на протяжении всей эволюции человека. Это высший Принцип имеет свое тело, которое в теософии называется «corps causal» - каузальное тело или кармическое. Это тело является настолько тонкой энергетической субстанцией, что описывать его не представляется возможным.
Высший Манас или Мыслитель находится в очень отдаленных, высших сферах от физического мира и потому не может непосредственно действовать на свое физическое тело. Что бы иметь возможность воздействовать на физический проводник, Мыслитель отделяет часть своей сути, которую можно представить в виде луча. Этот Луч высшего Манаса облекается в астральную материю астрального тела, пронизывает всю нервную систему физического тела и становится его мыслящим началом. Эта часть высшего Манаса воздействует путем вибраций на физический мозг и управляет мыслительными процессами.
Низший Манас является проводником, связующим звеном между земным человеком и его высшей бессмертной сущностью. Низший Манас у несовершенных людей часто подчиняется управлению со стороны низшего страстного астрального начала и нередки случаи, когда связь низшего Манаса с высшим ослабевает настолько, что обрывается, и тогда человек этот, его животная душа, его личность, утрачивает бессмертие. Но можно неустанным духовным трудом настолько очистить и возвысить низшую природу человека, что она сольется воедино с его высшими принципами, и тогда человек станет истинно бессмертным.
Шестой Принцип – Буддхи. Буддхи – это духовная душа, отличие от животной души, состоящей из четырех низших принципов.
«Буддхи - есть индивидуализированная частица Мировой Души, Огненная Субстанция». (Письма Е. И, Рерих, 11. 06. 1935г.)
Буддхи является проводником для Атмы – Божественной искры, которая дана каждому человеку. Каждому человеку дано это Высшее Божественное начало, только каждый распоряжается этим бесценным даром посвоему.
Седьмой Принцип – Атма.
«Седьмой Принцип есть лишь вечная жизненная сила, разлитая во всем Космосе» (Письмс Е. И. Рерих,30.06.1934г.)
Атма – Божественное, несказуемое начало, это искра великого Космического Огня – это наш Дух Святой.
В библии сказано: «Бог есть Огонь поедающий». (гл.4 ст.24). И вот Искра этого священного Огня и есть Атма человека. Атма и Буудхи не имеют сознания на плане проявленного Космоса. Эти два высших Принципа обретают сознание лишь через свой проводник – Высший Манас.
Пятый принцип – Высший Манас, одухотворенный шестым Принципом – Буддхи, и, освященный Божественной Искрой Атмой – седьмым Принципом, составляют высшую бессмертную триаду человека.
Бессмертное Эго, Индивидуальность, которая на протяжении всей эволюции человеческой нанизывает на свою бесконечную нить только удачные земные опыты, вбирая в себя все лучшее, чего достиг человек на Земле. Неудачно, бездарно прожитая земная жизнь, не нужна нашей высшей триаде и потому такая страница бывает вырвана из Книги Жизни.
Человек воплощается на Земле для эволюции. Невозможно за одну земную жизнь стать совершенным человеком, и потому человек воплощается многократно, согласно Закону Перевоплощения и Закону Кармы.