29 сентября 1650 г. 368 лет назад Генри Робинсон открыл в Лондоне первое в мире брачное агентство
29 сентября 1650 года в Лондоне состоялось открытие первого в мире брачного агентства. Его основателем стал англичанин Генри Робинсон. Несколько веков в Европе функции свадебных контор исполняли вездесущие свахи, их деятельность считалась почетной и довольно высоко оплачивалась. В те времена свахи и сводни считались не столько специалистами и дипломатами дел сердечных, сколько координаторами слияния капиталов. Это помогало одним приумножить состояния и спасало других от разорения и нищеты. К тому же свахи великолепно исполняли роль современной «желтой прессы», разнося последние новости в виде слухов и сплетен. Добропорядочные и осторожные родители искали невест-женихов своим драгоценным чадам загодя. Примечательно, что клиенты ранних брачных агентств практически всегда предоставляли сведения не только о характере интересующей особы, но и о размере приданого. Ибо брак для людей состоятельных являлся, в первую очередь, выгодной сделкой, объединением капиталов, приобретением титула, повышением социального статуса и тому подобное, а не любовным союзом. Так, один из первых клиентов Робинсона, сэр Джон Даймли, как свидетельствуют исторические документы, пожелал создать семью с молодой женщиной и дал объявление. Главный критерий: «Дама должна обладать состоянием в 300 гиней (на современные деньги – около 500 тыс. долларов). Не важно, является ли она девственницей, вдовой или беременной от бывшего мужа». Мода прижилась, и в последующие 350 с лишним лет удачливыми клиентами брачных агентств по всему миру стали миллионы одиноких людей. Спрос на свах и сводников нисколько не уменьшился и сегодня. Недаром самая популярная российская сваха, известная героиня бессмертного киношедевра «Женитьба Бальзаминова», говорила: «...нас, свах, надобно разными чинами жаловать: вот не будь нас, ну и конец – род человеческий прекратится».
29 сентября 1806 г. 212 лет назад Надежда Дурова под мужским именем присоединилась к казачьему полку
Надежда Андреевна Дурова – первая в России женщина–офицер, ординарец М.И. Кутузова; писательница, автор мемуарных «Записок кавалерист–девицы», приключенческих романов и повестей. 29 сентября 1806 года Надежда Дурова, дочь сарапульского городничего, обрезав косы, отбросив женские одежды, в казачьей форме, выдав себя за мужчину и назвавшись именем Александра Андреевича Соколова,
присоединилась к казачьему полку. Послужив в казаках, она завербовалась юнкером в уланский полк, участвовала в войнах с Францией в 1806 году и 1812–1814 годах, где отличилась храбростью и мужеством в сражениях. За ратные подвиги получила Георгиевский крест и была произведена в корнеты. В начале 1808 года кавалерист-девица удостоилась аудиенции у императора Александра I. Государь, узнав, что она – женщина, был поражен самоотверженным желанием барышни служить Родине на военном поприще. Он внял ее просьбам, разрешив остаться в армии в чине корнета гусарского полка и продолжить службу, правда уже под именем Александра Андреевича Александрова – производным от его собственного. Только в 1816 году, уступив просьбам отца, Надежда вышла в отставку с чином штаб-ротмистра и пенсионом. Ходила постоянно в мужском костюме и сердилась, когда обращались к ней, как к женщине. Надежда Дурова послужила прототипом Шурочки Азаровой – героини пьесы Александра Гладкова «Давным давно» и фильма Эльдара Рязанова «Гусарская баллада».
29 сентября 1829 г. 189 лет назад создана уголовная полиция Лондона, получившая название Скотланд-Ярд
В начале 19 века уровень преступности на улицах Лондона превзошел все допустимые пределы. Роберт Пиль, министр внутренних дел Великобритании того времени, представил в Парламент документ об улучшении работы полиции, согласно которому все полицейские отделения должны подчиняться МВД страны, и инициировал принятие Закона о Лондонской полиции. 29 сентября 1829 года в Лондоне сэром Робертом Пилем была сформирована и начала действовать гражданская полиция Большого Лондона, впоследствии получившая название Скотланд-Ярд. Первоначально ее штат насчитывал 1000 сотрудников, обслуживающих территорию в радиусе 7 миль, на которой тогда проживало 2 миллиона человек. Название Скотланд-Ярд произошло от первоначального местоположения штаб-квартиры полиции на улице Большой Скотланд-Ярд в Уайтхолле. Считается, что в этом районе несколько веков назад располагались миссии шотландских королей, а двор, образуемый несколькими улицами, получил название «Шотландский двор» – Скотланд-Ярд. К 1890 году сфера деятельности Скотланд-Ярда расширилась, к тому времени он состоял из двух основных подразделений – органа, отвечающего за лицензирование таксистов и кэбменов, и Департамента уголовного розыска. Это потребовало увеличения территории размещения полиции. И штаб-квартира была перемещена на набережную Виктории, получив название Новый Скотланд-Ярд. Этот комплекс зданий в настоящее время внесен в список сооружений, представляющих архитектурную, историческую или культурную значимость. Современная штаб-квартира полиции Большого Лондона (исключая лондонский Сити, имеющего свою полицию) – крупнейшее полицейское учреждение в Англии – расположена в районе Вестминстер. Сегодня в штате Скотланд-Ярда свыше 40 тысяч сотрудников, обслуживающих Лондон и его пригороды на площади 620 квадратных миль с населением свыше 7 миллионов человек. Кроме обеспечения столицы полицейскими и следователями, Скотланд-Ярд выполняет и другие задачи. Он следит за транспортом в Лондоне, выдаёт водительские права, контролирует парки такси и автобусы, занимается гражданской обороной, эксплуатацией зданий, разыскивает пропавшие вещи, регистрирует иностранцев, ведёт протоколы расследований по всей стране… Скотланд-Ярд стал всемирно известным символом полиции, а его детективы – герои многих произведений и фильмов. Они часто присутствуют и в рассказах Конан Дойля, и в книгах Агаты Кристи, и в романах Жюля Верна, а также и у других знаменитых авторов и режиссеров.
29 сентября 1907 г. 111 лет назад состоялось торжественное открытие трамвайного движения в Петербурге
В конце 19 века инженеры многих крупных городов мира работали над использованием электричества для передвижения внутригородского транспорта. Не оставались в стороне и русские: еще в 1880 году инженер-артиллерист Федор Пироцкий продемонстрировал, что вагон может ехать по рельсам без лошади. Но история трамвайного движения в Петербурге начиналась довольно сложно. Уже полтора десятилетия во многих крупных городах России успешно ходили вагоны на электрической тяге, а в столице государства появлению трамваев мешало сопротивление владельцев коночных парков, т.к. главным средством передвижения на то время в столице все таки оставалась конка. Но в 1898 году подготовка к эксплуатации в столице «наземного» трамвая все же началась. Проект, один из авторов которого – инженер Генрих Графтио, был готов к 1904 году, а через год началась его реализация. Среди участников подготовки и последующей эксплуатации трамвайного транспорта Петербурга был и талантливый инженер Яков Гаккель. (16) 29 сентября 1907 года состоялось торжественное открытие трамвайного движения в Санкт-Петербурге. Генрих Графтио сам провел первый трамвай по маршруту от Адмиралтейства по Конногвардейскому бульвару, через Благовещенский мост до пересечения 8-й линии с Большим проспектом Васильевского острова. В 1908 году в столице работали уже 9 трамвайных маршрутов. Первые Петербургские трамвайные вагоны были изготовлены английской фирмой «Бреш», позже их стали делать и на российских Коломенском и Мытищинском заводах. Вначале попытались разделить вагон на два класса с разной оплатой за проезд, но быстро выяснилось, что это неудобно для всех. Развитие трамвайного движения в Петербурге потребовало реконструкции улиц, укрепления мостов, создания трамвайных парков. Постепенно трамвай становился основным видом транспорта в столице. К 1917 году общая протяженность трамвайных путей в Петербурге составила 200 км, в городе работали 710 трамвайных вагонов. В настоящее время в Петербурге более 60 трамвайных маршрутов. Когда-то Петербург считался самым «трамвайным» городом мира.
Календарь событий