Это Виноградное, Курахово, Очеретяное, Розовка, Вовчеяровка, Белая гора, Новоайдар, Садки, Макаровка, Простяное, вдоль админграницы Луганской и Харьковской областей, Ольговка, вдоль админграницы бывшей Донецкой и Харьковской областей, Знаменовка, вдоль админграницы бывшей Донецкой и Днепропетровской областей, Камышеваха, вдоль админграницы бывшей Донецкой и Запорожской областей, Урзуф, вдоль морского побережья, Приморское.
Отменяет старые и вводит новые зоны безопасности командующий ООС.
Ранее в ряд районов Донбасса у линии соприкосновения можно было попасть тоже только через многочисленные посты. Однако о том, что существуют зоны, полностью закрытые для гражданских или с официально введенным ограниченным доступом, — эта новация прописана в документах впервые.
Как попасть в «закрытые зоны»
Всего видов допуска в бывшей «АТО» будет три.
1. «Зеленый» — пребывание и перемещение лиц не ограничено, кроме районов ограниченного доступа. Однако и здесь будут стоять КПП с автоматизированной системой распознавания лиц и номеров авто, сообщает украинское издание «Страна» со ссылкой на источник в военных кругах.
«Номера автомашин, следующих в зону безопасности, будут фиксироваться. При необходимости полиция будет останавливать подозрительные машины и проверять документы. Теоретически на таких КПП должны быть электронные базы лиц, пребывание которых нежелательно с точки зрения безопасности и секретности», — сообщил военный.
2. «Желтый» допуск позволит требовать у проезжающих документы, проводить обыски людей, вещей и автомобилей. Это режим на въезде в зоны с ограниченным доступом.
Попасть в «желтую зону» можно будет только при наличии оснований.
Например: проживание в этом районе лица либо его ближайших родственников, захоронения близких или их смерть. Пустят и при наличии недвижимости в зоне операции.
Доступ в «желтые зоны», которые близко к местам боевых действий, будет существенно затруднен — по сравнению с тем, что есть сейчас.
«Люди без местной прописки смогут попасть в такие районы по особым обстоятельствам, например, если там есть могилы родственников, если есть недвижимая собственность. Также если кто-то умер из родственников в районе с ограниченным доступом. То есть человека остановят на блокпосту и проверят прописку. Если прописки нет, то нужно будет показать документы на собственность или свидетельство о смерти или захоронении родственников в этом районе.
Можно также приехать в гости к родне, которая проживает в «желтом районе». Для этого нужно показать на КПП фото паспорта родственника с пропиской — можно даже в виде фото на мобильном телефоне. Также могут проверить личные вещи или багажник автомобиля.
Пропуска для гражданских в такие районы выдавать не будут», — прокомментировал военный.
3. «Красный» означает, что пребывание лиц временно ограничено или запрещено — только по спецпропускам.
Интересно, что «красные районы» начальник ООС сможет устанавливать простым своим приказом, говорит источник, близкий к штабу.
«Например, в случае, если в населенном пункте «зеленой зоны» безопасности вдруг случится теракт, диверсия или в этом направлении возможен прорыв противника. Или для сохранения секретности передвижений военных. Любой город, поселок, дорога, аэропорт или железнодорожный вокзал в «зеленой зоне» может быть внезапно блокирован».
Это даёт оккупационным военным властям практически неограниченные полномочия в зоне безопасности, вполне похожие на введение режима чрезвычайного или военного положения в любом городе или селе бывших Донецкой и Луганской области. Не исключено, что такое может произойти и во время выборов.
«Новые» полномочия военных и полиции
В законе о реинтеграции Донбасса говорится о том, что военные и другие силовые структуры теперь по закону будут иметь право на ограничение свобод в зоне бывшей «АТО».
В целом закон просто юридически зафиксировал то, что уже происходило де-факто последние три года (а следовательно, являлось последовательным и многолетним нарушением законодательства):
1. Применять в случае крайней необходимости оружие и спецсредства.
2. Задерживать и доставлять лиц в органы Нацполиции.
3. Проверять у граждан и должностных лиц документы, в случае их отсутствия — задерживать до установления личности.
4. Осуществлять осмотр вещей и транспортных средств.
5. Временно ограничивать либо запрещать движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах.
Отметим, что эти пять пунктов уже вызвали нарекания почти всех международных структур, включая Управление по правам человека в ООН.
В стране не объявлено военное положение, но оно фактически вводится (пусть и на ограниченной территории), нарушая права миллионов людей на свободное передвижение, неприкосновенность личности и имущества.
Как «АТО» превратилась в ООС
13 апреля Петр Порошенко анонсировал смену «АТО» на Донбассе на операцию Объединенных сил. Возглавил ее генерал Сергей Наев.
Этой смене формата предшествовало принятие закона о реинтеграции Донбасса. Он передает всю полноту власти в зоне конфликта военным (в том числе и контроль над другими ведомствами — СБУ и МВД), а через них — главнокомандующему Петру Порошенко.
Также в документе прописывается возможность нарушения ряда фундаментальных прав жителей региона.
Кроме перечисленных выше, это еще и запрет требовать с Украины ущерб за разрушенные дома или поврежденное в ходе боевых действий имущество: теперь это возлагается на Россию.
Россия в этом законе названа страной-агрессором, а ЛДНР — окуппационными администрациями. В этой юридической логике украинским военным предлагается воевать уже не с «террористами» или сепаратистами, а с «оккупантами».
Александр Сибирцев