28 мая 1858 г. 160 лет назад заключен русско-китайский Айгунский договор, по которому Амурская область вошла в состав России, а Уссурийский край признан совместной собственностью
Айгунский договор – договор между Россией и Китаем о границе, торговле и по другим вопросам – был заключен (16) 28 мая 1858 года в Айгуне (тогда - город в северной Маньчжурии). Основным предметом договора было прохождение российско-китайской границы. Со стороны Российской империи договор подписал генерал-губернатор Восточной Сибири, его императорского величества государя императора Александра Николаевича генерал-адъютант, генерал-лейтенант, граф Муравьев-Амурский, а со стороны Китая – айгунский амбань, генерал-адъютант, придворный вельможа, амурский главнокомандующий князь И-шан. Стороны соглашались на то, что левый берег Амура от реки Аргуни до устья признавался собственностью России, а Уссурийский край от впадения Уссури в Амур до моря оставался в общем владении впредь до определения границы. Судоходство по рекам Амур, Сунгари и Уссури было разрешено только русским и китайским судам и запрещено для судов всех других стран.
Таким образом, данный договор позволил России вернуть территории, отданные Китаю по Нерчинскому договору (Амурская область), а также ознаменовал стремление России к активизации политики на Дальнем Востоке и к расширению торговли с Китаем. Хотя по китайской версии этот договор был неравным. В 1860 году данное соглашение было подтверждено Пекинским договором, где также были конкретизированы условия торговли между Россией и Китаем, в целом благоприятные для России.
28 мая 1918 г. 100 лет назад Совнарком СССР утвердил декрет о создании пограничной охраны границы РСФСР
Пограничная служба существует с незапамятных времен. Былинный богатырь Илья Муромец, причисленный Русской православной церковью к лику святых, является покровителем российских пограничников. Первое упоминание о создании государственной погранстражи – архивное сообщение 1412 года о том, что князь Василий I «утвердил свою землю заставами». 28 мая 1918 года председатель Совнаркома В.И. Ленин подписал декрет об учреждении пограничной охраны РСФСР. Именно эта дата позже стала профессиональным праздником солдат в зеленых фуражках – Днем пограничника. Дзержинский сформулировал основной принцип обеспечения охраны социалистических рубежей: «Граница – есть линия политическая, и охранять ее должен политический орган». В 1920 году было принято решение о передаче охраны всех границ в ведение Особого отдела ВЧК. Части войск, обеспечивавшие войсковое прикрытие границ, также перешли в оперативное подчинение ведомства Дзержинского. Так пограничники на долгие годы стали чекистами.
Среди первых руководителей погранохраны был А.Н. Лесков, полковник царской армии, штабист внес большой вклад в подготовку командных кадров для погранвойск. В 1923 году он разработал Инструкцию по охране северо-западных границ, занимая в этот период должность начальника штаба Петроградского пограничного округа. Остро встал вопрос подготовки начальствующего состава для войск ОГПУ. В 1923 году открылась Высшая пограничная школа. В эти годы сформировалась контрольно-пропускная служба погранвойск, морская пограничная охрана. В 1930-е годы приобретает все большее значение применение служебных собак в охране границы. Служебное собаководство и следопытство в пограничных войсках становится самостоятельным направлением оперативно-служебной деятельности. В 1958 году Совет Министров СССР принимает постановление о ежегодном праздновании 28 мая как Дня пограничника. А с 2003 года пограничники вошли в состав ФСБ России. Современная оперативно-служебная деятельность Пограничной службы многогранна и сложна, в нынешнем виде она имеет все необходимое для решения задач надежной охраны и защиты государственной границы.
28 мая 1987 г. 31 год назад На Красной площади в Москве приземлился спортивный самолет гражданина ФРГ Матиаса Руста.
В День пограничника 28 мая 1987 года спортивный самолет американского производства «Сессна» нарушил воздушное пространство СССР. Нетронутый советскими ПВО, он совершил посадку в Москве недалеко от Красной площади на Васильевском спуске. Точнее, он приземлился на Большом Москворецком мосту и накатом доехал до Собора Василия Блаженного. Множество фотоаппаратов и видеокамер туристов зафиксировали момент, когда летчик вылез из кабины самолета и тут же стал раздавать автографы. Через 10 минут его арестовали. Нарушителем оказался гражданин ФРГ 19-летний спортсмен-пилот Матиас Руст. Его отец был бизнесменом, продававшим самолеты «Сессна» в Германии. Самолет Руста пересек воздушную границу Советского Союза в 14.20 на высоте 600 метров над Финским заливом в районе эстонского города Кохтла-Ярве. Локаторы ПВО это зафиксировали, и дежурные ракетные дивизионы были приведены в боевую готовность. На перехват был выслан истребитель, который быстро обнаружил нарушителя. Но ему не разрешили сбить «Сессну», и вплоть до Москвы самолет Руста «вели». Дело в том, что с 1984 года в СССР действовал приказ, запрещающий открывать огонь по гражданским и спортивным самолетам.
Газеты того времени писали: «Страна в шоке! Пилот-любитель, и, как назло, немецкий, с ходу обесславил громадный оборонный арсенал СССР и в такой праздник – День пограничника». Тогда своих должностей лишились министр оборон Сергей Соколов, главком войсками ПВО Александр Колдунов и еще около 300 офицеров. А в народе Красную площадь стали именовать «аэропортом «Шереметьево-3». 4 сентября 1987 года Руст был осужден на 4 года лишения свободы за незаконное пересечение воздушной границы, нарушение международных правил полетов и злостное хулиганство. Проведя в предварительном заключении и тюрьме в общей сложности 432 дня, 3 августа 1988 года он был помилован президиумом Верховного Совета и выдворен с территории СССР. Сам Руст заявил на суде, что его полет был «призывом к миру».
Календарь событий