«Слышите, они там стучат!» — на протяжении многих дней каждый день писала Марина Литвинович. А BBC и «Радио Свобода»* публиковали это сообщение в выпусках новостей.
Цифры погибших в слухах назывались самые разные, но все они были больше, чем действительные 75 человек.
2012 год. Крымск. Город с населением в 57 тыс. человек, то есть все друг друга знают — если не напрямую, то через знакомых. Погибли 170 человек.
По сети распространяется следующий слух: «Знакомые в МЧС говорят, только 11.07.12 было похоронено 600 человек. Трупы опознают и фурами „Магнита“ вывозят по моргам ближайших сёл, городов, станиц».
Фуры, кстати, действительно были. Три рефрижератора, которые привезли гуманитарную помощь и были реквизированы местными властями для хранения тел, потому что размеры местного морга не позволяли, а на улице было жарко. Впоследствии эти машины были утилизированы.
Во всех этих случаях итоговое количество погибших соответствовало тому, что заявляли власти. Но каждый раз история «а власти скрывают» повторяется.
Откуда раньше брались эти слухи, кто был их инициатором — мы могли только гадать. Но в случае с кемеровским пожаром мы знаем инициатора достоверно. Это украинский пранкер Никита Кувиков, известный в интернете под именем Евгений Вольнов. Вечером 25 марта, когда пожар в «Зимней вишне» ещё продолжался, этот человек звонил в кемеровские морги и говорил, чтобы подготовили больше мест. «У нас тут уже больше 300», — говорил пранкер, а сотрудник судмедэкспертизы удивлённо отвечал: «Нас предупреждали о 60–70».
Потом кто-то из этих сотрудников сказал своей жене, жена — подруге. И понеслась. К утру какие-то женщины видели на кладбищах ряды из 200 могил, а выступавший на митинге «сотрудник линейного отдела скорой помощи» уверенно рассказывал о переполненных моргах.
Дошло до того, что собравшиеся горожане освистали ими же самими выбранных делегатов, которые проехались по моргам и убедились, что погибших именно столько, сколько было в заявлениях МЧС.
Людей, находящихся в условиях информационного вакуума, понять можно. Чего нельзя понять — это существ вроде пранкера Вольнова, который только за 26 и 27 марта опубликовал на своём YouTube-канале 13 (!) роликов, так или иначе оскорбляющих память погибших и жителей Кемерова.
Но если мы теперь знаем, что как минимум один из вбросов, подобных вбросам после Владивостока, Крымска и Саяно-Шушенской ГЭС, был злонамеренным и специальным, то что может заставить нас подумать, что в предыдущие разы это было случайно? Нет, это каждый раз делается специально.
И особенно печально во всей этой истории, что в распространении фейка приняли участие в том числе и русские топовые видеоблогеры.
Кто-то извинился, кто-то нет, но, судя по комментариям под их роликами, видно, что аудитория верить не собирается. Власти всё равно скрывают, потому что власти скрывают всегда. И любой анонимный источник заведомо правдивее, чем официальный.
Говорят, в каких-то странах за распространение подобных слухов существует уголовное наказание. Я, конечно, категорически против подобного законодательства в нашей стране, где закон, как известно, что дышло. И слухом объявить можно всё что угодно.
Бессмысленно призывать к совести и ответственности и видеоблогеров. По большей части это не отличающиеся интеллектом случайные люди, получившие влияние на огромную аудиторию и не умеющие этим влиянием распорядиться.
Но вот что можно и нужно сделать — так это научить чиновников разговаривать с отчаявшимися людьми так, чтобы люди чувствовали человеческое к ним отношение. В ситуации информационного вакуума, когда полной картины не знает никто, важны именно эти слова. В которых не будет цифр, но будут простые человеческие чувства. Одно это помогло бы предотвратить панику и распространение слухов.
Увы, но произошедшее в Кемерове показало нам, что таких чиновников в России пока ещё нет.