16 марта 1831 г. 187 лет назад увидел свет роман Гюго «Собор Парижской Богоматери»
16 марта 1831 года в Париже вышел в свет первый роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». В этом произведении автор воскресил бурную жизнь французской столицы 15 века. События романа развиваются в Париже на фоне собора Нотр-Дам де Пари, который является как бы действующим лицом романа. И это не случайно: Нотр-Дам де Пари — не только географическое, но и духовное «сердце» Парижа. Над своей книгой Гюго работал с 25 июля 1830 по 14 января 1831 года, с перерывом в несколько месяцев, совпавшим с разразившейся в Париже революцией. По мнению критиков «Собор Парижской Богоматери» и архаичен, и современен. Чтение этого романа в отрочестве, в молодости, в зрелом возрасте – всегда откровение. Это произведение по праву считается настоящим шедевром романтического романа. В нём Гюго перелистал книгу веков и влил в неё жизнь, полную той правды и остроты, которая зажигает читателя. Он дал контраст чудовищного (Квазимодо) и прекрасного (Эсмеральда), поднял чудовищное до прекрасного и так пришёл к торжеству добра. В 1978 году Робер Оссеин по этому роману поставил одноименный мюзикл, четверть века спустя перенесенный на сцену Московского театра оперетты.
16 марта 1870 г. 148 лет назад в России пущена первая мартеновская печь
16 марта 1870 года на нижегородском Сормовском заводе была пущена первая в России мартеновская печь — печь для переработки передельного чугуна и лома в сталь нужного химического состава и качества. Эта печь прославила металл этой марки как лучший в стране. Название произошло от фамилии французского инженера и металлурга Пьера Мартена, создавшего первую печь такого образца в 1864 году. Мартеновская печь была поставлена на заводе, выросшем из «Фабрики буксирного и завозного судоходства», его единоличным владельцем, сыном греческого купца, принявшего российское подданство, Дмитрием Егоровичем Бенардаки. Бенардаки на свой страх и риск оказался не только спонсором, но и прекрасным топ-менеджером собственного проекта. Свою небольшую фабрику он превратил в легенду русской металлургической промышленности. Кстати, Бенардаки был не только промышленником: он единственный среди своих современников в Санкт-Петербурге разглядел талант Николая Гоголя и считал за честь быть знакомым с ним. Дмитрий Бенардаки стал прототипом «нового русского», помещика Костанжогло во втором томе «Мёртвых душ». Более того, Гоголю не достаточно оказалось одного героя, написанного с такой яркой модели, и он выводит там же ещё одного: миллионера-благотворителя Афанасия Муразова.
16 марта 1915 г. 103 года назад Полиция Петрограда закрыла знаменитый арт-клуб «Бродячая собака»
«Бродячая собака» («Художественное общество Интимного театра») – самое известное литературно-артистическое кабаре Петербурга Серебряного века - была открыта (31 декабря 1911) 13 января 1912 года на углу Итальянской улицы и Михайловской площади в подвале старинного дома Дашкова. Это был клуб, место сбора и общения петербургской богемы. Нигде во всем Петербурге нельзя было встретить так много талантливых людей искусства, как в этом, не отличающимся богатством убранства, месте. Жизнь в клубе начиналась ближе к ночи. Открывалась «Собака» вечером, но считалось шиком появиться там к полуночи. Здесь можно было свободно общаться на профессиональные темы, обсуждать творческие планы, праздновать юбилеи, демонстрировать свое искусство для профессионалов-коллег. Однако вскоре вход в подвал был открыт и для посторонней публики – «Бродячая собака» стала модной среди самых аристократических слоев общества, слава ее гремела на весь Петербург. «Бродячая собака» стала истинным символом Серебряного века с его пьянящей и завораживающей атмосферой, лихорадочным и немного истерическим весельем. Единственным из поэтов-современников, кто отчетливо недолюбливал знаменитое кабаре, был Александр Блок. Но для большинства представителей творческих профессий «Бродячая собака» была поистине вторым (а иным и первым) домом. «Собаке» посвящено множество стихотворений самых разных авторов. Так, например, мотивы «Бродячей собаки» постоянно возникали в творчестве Анны Ахматовой – от стихотворения «Все мы бражники здесь, блудницы…» до первой части «Поэмы без героя». По распространенной легенде, (3) 16 марта 1915 года полиция Петрограда закрыла арт-клуб «Бродячая собака» из-за драки, устроенной Владимиром Маяковским. На самом деле все было гораздо более прозаично. В 1914 году началась Первая мировая война. Праздник, длившийся в «Бродячей собаке», все больше противоречил суровым будням. Многие из постоянных посетителей кабачка ушли на фронт. Посетителей с каждым днем становилось все меньше. Весной 1915 года кабачок «Бродячая собака» по распоряжению петроградского градоначальника, генерал-майора князя Оболенского, был закрыт по простой причине — за незаконную торговлю спиртными напитками во время «сухого закона», введенного с началом войны. В 2001 году помещение легендарного артистического кафе было восстановлено; сейчас в Санкт-Петербурге на площади Искусств, 5 находится клуб «Подвал Бродячей собаки».
Календарь событий