Собчак и яйца
Олег Царев — о допустимости «скользких» методов ведения предвыборной кампании.
Мужественные кавказские парни круто пообзывали Собчак, в частности, назвали её лошадью. Посмотрите видео.
Мне одному кажется, что Собчак на этом видео выглядит лучше, чем её оппоненты?
Я намеренно абстрагируюсь от персоналий, от моральных аспектов и ограничиваюсь оценкой этой акции исключительно как политтехнолог, как человек, проведший десяток успешных избирательных кампаний в качестве руководителя штаба. В своё время я бы даже приплатил своим противникам, если бы они устроили такую «встречу» моему кандидату.
Я понимаю, что большинство имеет уже сформировавшееся отношение как к Собчак, так и к другим кандидатам, и такие эксцессы никак не повлияют на их позицию. Кто-нибудь из таких людей мне сейчас напишет в ленту, что, мол, ну и что, или ну и правильно — так с ней и надо. Но избирательная кампания как раз и проводится в расчёте не на тех, кто уже определился, а на тех, кто не определился. Если бы не было неопределившихся, то и избирательная компания была бы не нужна.
Давайте посмотрим, почему действия, предпринятые штабом противников Собчак, не верны с точки зрения теоретической политтехнологии.
Самая большая ошибка заключается в том, что чеченских мужчин заставили действовать за рамками их устоявшегося социального и даже гендерного образа.
Другими словами, мужчины, крутые абреки, вели себя как женщины — базарные торговки (простите меня, продавщицы с рынка). В этом образе чеченцы очевидно выглядели глупо и даже жалко.
Когда-то во время моей первой избирательной кампании, которую я проводил в качестве руководителя Партии регионов в Днепропетровской области, я столкнулся с проблемой. К нам в Днепропетровск приезжали женщины-политики то ли из «Блока Тимошенко», то ли из «Нашей Украины». Причем зная своих оппонентов, я был уверен, что цивилизованного диалога на дебатах не получится.
Один бывший полковник КГБ, наш «симпатик», мне тогда сказал такую вещь — ни один политик-мужчина не устоит против политика-женщины в публичном споре: «Одну языкатую бабу могут переспорить только две черноротых» (да простят меня женщины — это прямая цитата).
Я выставил в эфир с нашей стороны женщин, пусть и не нардепов. И не прогадал.
Но это теоретическая политтехнология. В жизни все сложнее. И перед руководителем штаба одновременно стоит много задач. Выиграть выборы, дать определенное количество голосов за своего кандидата или за свою партию — это лишь одна из них.
Как правило, такие акции против чужого кандидата работают исключительно ему на пользу. Редкий случай, это когда в Януковича бросили яйцом, и это действительно не пошло ему на пользу. И против него сыграло не то, что в него попали яйцом, а его реакция — он упал, потерял сознание, начал прятаться. Уверен, что если бы он просто вытер лицо салфеткой и невозмутимо пошёл дальше, от происшествия он бы только выиграл.
Так вот, такие акции с элементами черного пиара и чёрных технологий, направленных против чужого кандидата, руководитель штаба обычно проводит исключительно для того, чтобы продемонстрировать свою лояльность перед лицом столичного начальства, для того, чтобы на ежедневном совещании у руководителя избирательной кампании по стране было что ответить: «Как там наш кандидат? — Встретился в рабочими в городе Н-ск. Принимали хорошо. — Как там их кандидат? — В Задворкове. Забросали яйцами».
Со своей стороны могу сказать, что никогда не устраивал таких акций против чужих кандидатов и чужих политических сил. Может быть, потому, что мне было все равно, что про меня подумают в центре, может быть потому, что был нацелен на конечный результат. В общем, по этой причине или по другой, но мне не нравится, когда в кого-нибудь во время избирательной кампании или вне ее бросают яйцами, дерьмом или устраивают другие подобные «экшены».