7 ноября 1903 родился Георгий Милляр — актер советского и российского театра и кино, гениально исполнивший роль Бабы-Яги в сказке "Морозко", Чуда-Юда в "Варвара-краса, длинная коса" и Кащея в "Кащей Бессмертный".
Детство и юность Георгия Милляра
Георгий Милляр родился в семье французского инженера Франца де Милье и дочери золотопромышленника Елизаветы Журавлевой. Отец приехал консультировать русских строителей в вопросах мостостроения, познакомился с иркутской девушкой и не устоял. Счастливая семейная жизнь была недолгой — Франц умер, когда сыну было три года. Однако одинокая мать содержала ребенка в достатке, гувернантки обучали маленького Георгия Милляра языкам, музыке и литературе в огромной московской квартире. Тетя Георгия, театральная актриса, водила мальчика на спектакли, которые повлияли на ум ребенка. Георгий Милляр часто выступал перед родственниками на террасе подмосковной дачи, иногда разукрасив себе лицо, но даже образ Мефистофеля, созданный с помощью карандаша, заставлял улыбаться родных.
В 1914 году Георгия Милляра отправляют к родственникам в Геленджик, чтобы ребенок находился как можно дальше от предреволюционных волнений. Там мальчик пробыл пять лет, вскоре он узнал о свершившейся революции, которая отняла у семьи квартиру и дачу. Мать подправила фамилию с «де Милье» на «Милляр». В будущем Георгий Милляр никогда не упоминал события детства и не указывал, что свободно владеет немецким и французским.
После окончания геленджикской школы Георгий Милляр работает бутафором в театре. Все роли знал наизусть, поскольку мечтал о сцене. В 1920 году происходит чудо: юношу буквально выпихивают на сцену в роли Золушки, поскольку ведущая актриса неожиданно заболела. Разумеется, Георгий Милляр справился с поставленной задачей и постепенно интегрировался в постановки театра. Но на самом деле, будущий артист мечтал о кинематографе.
В 1924 году Георгий Милляр поступает в Школу юниоров при Московском театре Революции (Театр имени Маяковского). Юноша обескураживает педагогов странной внешностью и проблемной дикцией.
«По своим психофизическим данным я был тяжелым учеником, и многие преподаватели бросили бы меня, если бы не чувство профессиональной любознательности… «Консилиум» педагогов долго не мог предрешить исхода ни за, ни против, и поэтому меня не выгоняли...».
Творческий путь Георгия Милляра
В 1927 году Георгий Милляр попал в труппу Московского театра Революции, где проработал до 1938 года и играл характерные роли: Герцог Альбано («Озеро Люль»), Мокроносов («Конец Криворыльска»), Пикель («Гоп-ля, мы живем»), аптекарь («Ромео и Джульетта»), Атташе («Голгофа»), Болтиков («Инга»), Имангужа («Поэма о топоре»), м-р Гоукер («Улица радости»), граф Людовико («Собака на сене»).
Первая большая роль Георгия Милляра в кино случилась в киносказке Александра Роу «По Щучьему велению». Эта работа была дебютом не только для исполнителя роли Царя Гороха, но и для самого режиссера. Картина получилась блестящей, уже тогда проявились элементы новаторства Роу: самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука. Все компоненты — от антуража до актерской игры — невероятно понравились детям и взрослым.
После первого успеха режиссеру заказали новую сказку, где была бы активная борьба между злом и добром, так появилась «Василиса Прекрасная». На роль русского богатыря был одобрен Сергей Столяров, а вот найти актрису на роль Бабы-Яги никак не удавалось, даже Фаина Раневская не смогла воплотить задуманное режиссером. Александр Роу пожаловался на такую острую ситуацию Георгию Милляру и услышал такой ответ: «А можно мне сыграть Бабу Ягу? Эту роль должна играть не женщина...». Дуэт получился потрясающим: худой Милляр в гриме Бабы-Яги выглядел устрашающе и зловеще, на его фоне Сергей Столяров воплощал образ самого положительного героя планеты.
«Я думаю, он сам придумал эту масочку, которую носил все годы жизни. Все нормальные люди пьют коньяк, а Милляр — одеколон. Это тоже была игра. Он называл себя „Стариком Похабычем“, придумывал всякие фривольные стишки, отпускал дерзкие реплики. А посмотрите внимательнее на его Бабу-ягу — бабуся такие неприличные жесты себе позволяет! При этом он всегда оставался настоящим французом, де Милляром» — считает Юрий Сорокин.
Кинематографически успешный дуэт снялся в сказке «Кащей Бессмертный», которая демонстрировалась 9 мая 1945 года на площади, чтобы всем зрителям хватило мест. Однако Георгий Милляр не сразу согласился на роль Кащея, потому что считал, что не справится с ролью, но после нескольких проб с Роу пришел на репетицию с обритой налысо головой. Образ Кащея тяготел к готическому, крайне мрачному, выразительному, зрители отождествляли киногероя с фашистом, которого побеждает русский простой богатырь, Сергей Столяров.
«Сказка должна отражать философию эпохи, а не гнаться за дешевой злободневностью. Тогда она не устареет»
Александр Роу и Георгий Милляр сотрудничали почти во всех фильмах режиссера, это было проверенный делами и временем творческий союз. Персонажи великого актера зачастую были со стороны «темных сил»: черт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», злодей-придворный Квак из «Марьи-искусницы», подводный царь Чудо-Юдо в «Варваре-красе, длинной косе», оборотень Кастрюк в «Финисте-ясном соколе». В фильме «Марья-искусница» Георгию Милляру пришлось побриться налысо, а лицо и руки намазали зеленкой, на ноги натягивали смешные зеленые ласты. Работа над образом всегда была тяжелой и кропотливой: изменение внешности, многочасовые репетиции ужимок и интонаций перед зеркалом. Образ Бабы-Яги Георгий Милляр исполнял на экране более десяти раз.
«В «Василисе Прекрасной» моя бабуля — такая дачница с повязочкой на голове, а в «Морозко» она уже подряхла, ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил. Обильный материал для Бабы-яги мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить. А в Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка… Не женская эта роль. Вот какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется — она тут же реснички себе подрисует».
В фильмах Александра Роу Георгий Милляр нередко играл не одну, а две-три роли. Так в сказке «Огонь, вода и медные трубы» он сыграл Бабу-Ягу и Кащея, в сказке «Золотые рога» — Бабу-Ягу и деда Маркея, а в «Королевстве кривых зеркал» предстал сразу в трех образах: Наиглавнейшего Церемониймейстера, королевского возчика и вдовствующей королевы.
Георгий Милляр сыграл множество эпизодических ролей у других режиссеров: мистер Брауни в сказке Бориса Бунеева «Деревня Утка», мудрец Селим в «Калифе Аисте» Виктора Храмова, злой волшебник Смог в картине Геннадия Харлана «Андрей и злой чародей», старичок-шахматист из комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница», шут Балакирев в фильме Юрия Швырева «Баллада о Беринге и его друзьях», вождь хапов Гы из детской фантастической ленты Радомира Василевского «Шаг с крыши», дядя Яша в музыкальной комедии Владимира Гориккера «Серебряное ревю». Озвучил множество анимационных мультфильмов. Любимая роль Георгия Милляра — палач из фильма «Обыкновенное чудо» — немногословный элегантный господин в черном костюме, котелке и белых перчатках. В руках у него футляр от валторны, а там — топор. Однако великому актеру не удалось реализовать весь свой потенциал, режиссеры видели в нем комедийного персонажа, а Георгию Милляру очень хотелось сыграть Александра Суворова.
Георгий Францевич Милляр прожил долгую счастливую жизнь. Да, счастливую, несмотря на то, что долгое время прожил в коммуналке и получил отдельную квартиру в 80 лет, несмотря на то, что не накопил ни на дачу, ни на машину, не смотря на несыгранные роли в кино, не смотря на то, что официально стал народным артистом лишь в 85 лет. Но разве все это может сравниться с огромной народной любовью, которая всегда окружала этого человека. Его постоянно приглашали на встречи в школы и предприятия, пионерские лагеря и воинские части, и он никому не отказывал. Он вообще не мог отказывать. Однажды к нему зашла соседская девочка и стала рассматривать его рисунки. Георгий Францевич разрешил ей взять самый понравившийся. «А можно я возьму все?» – попросила девочка, и он отдал все.
«Официальные лица не относились к Милляру серьезно: „Ну кто такой Милляр? Ну ходит такой смешной человечек“. А он всегда оставался де Милляром. И при этом ел ливерную колбасу с черствым хлебом, 30 лет носил одно пальто и каракулевую шапку-пирожок. Дружил не с руководством, а с осветителями, гримерами и костюмерами, никогда не ходил на собрания и терпеть не мог заумных актерских разговоров. Обладал феноменальными знаниями во всех областях, с ним можно было говорить о чем угодно»- комментирует Юрий Сорокин.
Личная жизнь Георгия Милляра
О личной жизни Георгия Милляра существует много легенд, но достоверно известно, что до 65 лет он прожил один. Актер жил с мамой до ее кончины в 1971 году в комнате неприглядной коммуналки. Там он и познакомился с новой соседкой Марией Васильевной. Георгий Милляр приглядывался, наведывался в гости. И сделал ей предложение. Георгию Францевичу тогда было 65 лет, а Марии Васильевне – 60. Женщина этому очень удивилась: «Что вы, Георгий Францевич! Мне не нужны мужчины!» На что Милляр пошутил: «А я и не мужчина. Я Баба-Яга». Так и прожили они вместе до самого конца Георгия Милляра в мире и согласии, в уважении и любви.
«Это была удивительно трогательная пара. Георгий Францевич называл ее «Манечка» и «лапочка», она ни разу мата от него не слышала, а самым большим ругательством было: «Ну, Маня, ты меня достала!» Я никогда не видела Георгия Францевича дома в вытянутых трико, он всегда ходил в рубашке и брюках, а на выступления обязательно надевал «бабочку». Сам стирал свое белье, лет до 87 ходил в магазин. Без грима его никто не узнавал, и, лишь заслышав характерный грассирующий голосок, люди оборачивались, видимо, вспоминая, где же они его раньше слышали. А каким галантным мужчиной он был! Сейчас таких уже не встретишь. Всегда ручку поцелует, вперед пропустит» — поделилась соседка по коммуналке Людмила Зайцева.
До своего 90-летия Георгий Францевич Милляр не дожил пять месяцев. Он умер 4 июня 1993 года. Мария Васильевна пережила его на шесть лет. Похоронен актёр на Троекуровском кладбище столицы (участок № 3).