Несмотря на то, что в результате подрывов без света остался и ряд населенных пунктов Херсонской области, украинские власти не спешат искать организаторов терактов. Хотя никто особо не скрывает, что за подрывом ЛЭП стоит незарегистрированная в РФ организация «Меджлис крымско-татарского народа» и запрещенный в РФ «Правый сектор», которые организовали так называемую «транспортно-продуктовую блокаду» Крыма. Глава «меджлиса» Мустафа Джемилев заявил, что «активисты» допустят ремонтные бригады только к тем линиям, которые минуя Крым ведут в районы Херсонской и Запорожской областей.
В понедельник координатор блокады Крыма Ленур Ислямов в эфире одного из украинских телеканалов пригрозил, что ремонтные бригады не будут допущены к ЛЭП, пока полиция не выпустит задержанных «активистов». Но вместо того, чтобы приструнить разошедшихся радикалов, президент Украины Петр Порошенко выступил с инициативой о прекращении грузового сообщения с полуостровом, фактически поддержав действия радикалов. За это предложение уже выступил украинский премьер Арсений Яценюк. Хотя «блокада» полуострова длится с сентября, ранее украинские власти официально не поддерживали ее, но формально никак не препятствовали.
Несмотря на то, что все это выглядит, как попытки украинских властей напомнить о себе Европе, аналитики не исключают, что за подрывом ЛЭП и блокадой Крыма стоят куда более угрожающие силы, чем «незалежные» политики. Так, в «Независимой газете» появился материал о том, что следы могут вести к радикальным исламистским организациям, в том числе «Исламскому государству» *.
«Анализ информации, связанной с подрывами электроопор в Херсонской области и полным отключением от электроснабжения Крыма, говорит о том, что это хорошо спланированная акция. И к ее осуществлению причастны не только боевики так называемого меджлиса крымских татар и украинских националистов, но и законные власти в Киеве, спецслужбы США, а также представители радикальных исламистских организаций, ведущих борьбу против России», — пишет «НГ».
Автор напоминает, что в редакцию попала копия письма к американскому сенатору Кристоферу Мерфи от 4 июля, подписанная Джемилевым. В нем «глава меджлиса» просит «выделить дополнительные деньги на протестные акции и передвинуть их сроки» на осень. Кроме того, вице-премьер Республики Крым Руслан Бальбек прямо обвинил Джемилева в связях с исламистами.
«Киевская власть окружила себя украинскими националистами и радикалами из меджлиса, тем самым создав все условия для появления в Украине пунктов по вербовке в ряды ИГИЛ. Джемилев неоднократно публично заявлял, что в Турции встречался с исламскими радикалами, которые воюют против правительственных войск в Сирии. Все это подтверждает, что Джемилев на Украине является проводником интересов ИГИЛ», — сказал Бальбек.
Количество упоминаний о связях Украины с «Исламским государством» растет с каждым днем. Ранее арестованный в Кувейте по подозрению в оказании поддержки «Исламскому государству» гражданин Ливана заявил, что покупал оружие и заключал сделки по приобретению на Украине китайских переносных зенитно-ракетных комплексов FN6. В начале ноября служба безопасности Украины официально подтвердила информацию о том, что боевики «Исламского государства» фактически используют страну как перевалочную базу. Что, если подрыв ЛЭП — это только первый шаг, и в дальнейшем можно ждать куда более опасных действий от украинских «активистов-исламистов»?
— Пока что нет даже косвенных доказательств, что за подрывом ЛЭП стоят исламисты. Есть предположения, которые вытекают из временной последовательности разных событий, например, визитов Джемилева в Турцию, — говорит главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов. — Но у юристов есть такая поговорка: «После не значит вследствие». Если преступление или какое-то действие произошло после предшествующего события, это не значит, что между ними есть прямая связь.
Хотя факт в том, что экстремисты совершенно свободно действуют на юге Украины с попустительства украинских властей и мешают интеграции крымского полуострова в состав России. Это группа радикально настроенных граждан Украины, прежде всего, выходцев из крымско-татарского населения. Подчеркну, что это небольшая часть именно радикалов. Основная масса крымских татар приняла участие в референдуме о присоединении Крыма к России, а сейчас успешно интегрируется в российское общество.
Почему? Да потому, что в отличие от «незалежной» Россия решила множество проблем, которые на полуострове не решались годами. Украинское руководство только обещало с ними разобраться, а российское взяло и сделало крымско-татарский язык государственным, стали продвигаться вопросы о предоставлении земельных участков. Сейчас на повестке дня стоит вопрос о том, чтобы изменить законодательство России и предоставить дополнительные льготы тем крымским татарам, которые все еще находятся за пределами РФ и хотят вернуться на свою историческую родину. Все это отвечает чаяниям крымских татар, никто их не притесняет и никаких препятствий не чинит.