До 1941 года США поставляли нефтепродукты в Японию, тем самым подпитывая ее военную машину. После захвата Гитлером Франции в 1940 году японцы сделали французам «предложение, от которого невозможно отказаться». Они предложили им забрать под свое «покровительство и защиту» Французский Индокитай, по сути, отобрав его, как конфету у ребенка.
В июле 1941 года, когда немцы уже бесчинствовали в Европейской части СССР, американцы объявили эмбарго на поставку нефтепродуктов в Японию, попутно заморозив японские активы, хранящиеся в США. Они требовали вывода японских войск не только из Индокитая, но и со всех захваченных территорий, включая Китай. Вслед за американцами эмбарго объявили Великобритания и Нидерланды.
Непонятно, чего добивались американцы. Есть мнение, что таким образом они пытались заставить Японию вторгнуться на советский Дальний Восток, богатый всевозможными ресурсами.
Но японцы, получив незадолго до этого серьезный отпор во время региональных конфликтов на озере Хасан и в районе Халхин-Гола, не захотели воевать с Советским Союзом, даже ослабленным гитлеровским нападением. Они, в отличие от Гитлера, более трезво оценивали возможности Красной Армии.
После безуспешных четырехмесячных переговоров об отмене эмбарго японцы нанесли массированный удар по главной базе ВМФ США в Перл-Харборе. Это нападение могло стать началом полного разгрома США, но по какой-то причине авианосная группировка на базе отсутствовала и избежала удара, находясь в открытом океане.
Что было дальше, мы знаем. Война в Тихом океане продлилась до 1945 года и закончилась полным разгромом Японии, к которому на заключительном этапе присоединился и Советский Союз.
Чего в этом случае добились американцы? Они прижали Японию к стенке, выдвинув неприемлемые условия, что и привело к войне.
Конечно, Япония ни за что не подчинилась бы угрозам, поэтому ей оставалось только нападать. Америка едва полностью не лишилась своего Тихоокеанского флота, а Япония через четыре года потеряла все. Обе стороны оказались в проигрыше.
Россия — не Япония
Между Россией и Японией нет прямых параллелей. Конечно, Япония захватила у французов Индокитай, когда та была не в состоянии его защищать. Переход Крыма под российский флаг тоже произошел в момент, когда Украина не могла реагировать. Тогда она была занята свержением своего законного президента и дележкой портфелей.
Но, в отличие от Индокитая, население Крыма горячо поддержало возвращение в Россию. И действия России в Крыму с большой вероятностью предотвратили там такую же войну, какая вскоре началась на Донбассе.
Но дело не в этом. Как и Индокитай в 1941-м, Крым в 2014-м послужил толчком для «закручивания гаек». А потом стали фабриковаться дополнительные поводы для экономических санкций, подрыва имиджа России и прочего давления.
Фантазия была просто безграничной. В ход пошли сбитый «Боинг» над Донбассом, вмешательство в американские выборы, допинг на Олимпиаде, отравление Скрипалей, придуманные химические атаки в Сирии. Все и упомнить сложно.
И ощущение такое, что нас, как японцев, загоняют в угол. Нас так же ставят перед выбором. Признать все грехи, повесить на себя всех собак, отдать Украине Крым или пойти на открытую конфронтацию с США.
Трудно сказать, зачем им это надо. Ведь Россия — ядерная держава с сильной армией. Зачем нас провоцировать? Или они считают, что мы выберем капитуляцию? Так это вряд ли, скорее мы станем для США самой большой головной болью из всех, которые у них когда-либо были.
Сергей Кузмицкий